Воскресенье, 10 декабря

“Из Варяг в Персы до сказочной Индии” или МТК “Север-Юг”. История и перспективы развития транспортного коридора

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

В конце января министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский сообщил о строительстве нового контейнерного хаба в Каспийском кластере[1]. Уже в этом месяце, Иран напомнил о своих обязательствах по поводу строительства железнодорожной линии Шаламче — Басра, заявив, что надеется «на доработку этого проекта с бюджетом, выделенным иракским правительством в ближайшие дни»[2]. А буквально на этой неделе Президент России Владимир Путин призвал представителей отечественного бизнеса профинансировать строительство маршрута из РФ к Персидскому заливу.

«Мы можем найти их внутри страны, <...> у наших потенциальных инвесторов. Обращаюсь ко всем здесь присутствующим: имейте в виду – это очень хороший проект, рентабельный, преференциальный, многие наши партнеры, в том числе в арабском мире, проявляют самый активный интерес к этому, он будет работать», – сказал глава государства на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.[3] Президент также добавил, что проект крайне маржинален для инвесторов и при своей завершенности крайне расширит возможности продажи товаров и продукции.

Владимир Путин на съезде РСПП

Что объединяет все эти заявления? Во-первых, демонстрация того, что в условиях современных вызовов и угроз государства стремятся к созданию новых транспортных коридоров, которые являются некой гарантией в скреплении дипломатических отношений. Во-вторых, все они направлены (возможно за исключением в данном случае Ирана, но о его проектах в следующий раз) на создание инфраструктуры для так называемого международного транспортного коридора «Север-Юг».

«Роста грузооборота удалось достичь благодаря активизации перевозок по Транскаспийскому участку МТК “Север – Юг”»[4], – говорит глава Минпромторга Астраханской области. Президент замечает: «Несмотря на сложность геополитических раскладов и различных противоречий между странами региона, которые всегда возникают между соседями, все согласны с тем, что нужно строить этот маршрут»[5].

Некоторые из современных аналитиков, исследующие перспективы развития данной логистической сети, проводят интересную историческую параллель[6]: нынешний глобальный проект «Севера-Юга» крайне напоминает путь из «Варяг в Персы». Собственно, вот почему русский купец Афанасий Никитин отправился в свои знаменитые «Хождения за три моря».

 

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Современная история торгового пути начинается на рубеже веков. Наиболее важным в череде связанных с этим событий, стало подписание соглашения о создании международной транспортной коммуникации 12 сентября 2000 г. Два года спустя, в 2002 году, состоялась торжественная церемония ратификации договора об открытии транспортного коридора, между Россией, Индией и Ираном[7].

Сегодня развитие нового транспортного коридора приобретает новое значение, считает Анна Ростовцева, специалист по операционной работе NOVELCO. Если в течении десятилетий, прогресс в развитии МТК осуществлялся крайне медленно, то в «ревущие двадцатые» он просто стал необходим как всем ключевым игрока соглашения, так и большинству государств, с которыми существует договоренность по строительству и перевозке грузов. В 2022 году необходимость нового пути стала не просто очевидна, а крайне напрашиваема. Индия столкнулась с последствиями пандемии и конфликтом с Пакистаном, Россия и Иран – с санкционной политикой, ограничивающей доставку товаров от старых партнеров. Таким образом, 7 тысяч километров МТК стали вполне перспективной альтернативой для ведения торговых отношений.

«Основными преимуществами МТК перед другими маршрутами, – в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал, называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров, по сравнению со стоимостью транспортировки по основному морскому пути»[8], – заявляет Анна Ростовцева. Из этого следует, что коридор «Север-Юг» не следует рассматривать исключительно как выход из «бедственного положения»: это скорее новые возможности и перспективы, открывающиеся для экономик нескольких стран.

Стоит отметить, что МТК из-за географических особенностей разделяется на три маршрута: ранее упомянутый Транскаспийский, а также Западный и Восточный пути. Первый проходит через отечественные порты Астрахань, Оля, Махачкала, а также через иранские Анзали, Ноушехр и Амирабад. Западный маршрут интересен в первую очередь тем, что находится в сфере интересов Азербайджана, поскольку проходит через его территорию. Наконец, восточный маршрут проходит через железнодорожное сообщение Казахстан – Туркменистан – Иран[9].

Несмотря на то, что сегодня в международном отношении строительство инфраструктуры для транспортного коридора проблем не вызывает (прим. – например, Владимир Путин заявил во время съезда РСПП, что глава Азербайджана высказал заинтересованность в развитии МТК), все же не все в развитии новой логистической сети идет «гладко». Естественно, в первую очередь, трудности в транспортировке грузов возникают из-за ширины железнодорожной колеи. Если в России ее размер равен 1520 мм, то в Индии – 1676. Часть портовой инфраструктуры до сих пор находится недостроенном состоянии, с чем, например, сталкивается сегодня Махачкалинский торговый порт[10]. Проблемы вызывает и отсутствие общих меморандумов и договоренностей по поводу регулирования статуса транспортного коридора. Как отмечают в МГИМО Консалтинг, МТК «Север-Юг» пока напоминает «это разорванная цепочка работающих несогласованно друг с другом транспортных участков; «лоскутная» инфраструктура, изношенная и не используемая на полную мощность».[11]

Однако, нет двигателей для международных проектов сильнее, чем национальная экономика и угрозы, с которыми та может столкнуться. Поэтому, можно сказать, что сейчас мы наблюдаем за развитием нового перспективного маршрута, который с большой вероятностью станет основой для создания крупного и устойчивого торгового межгосударственного альянса.

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://embassylife.ru/post/17874

[2] https://embassylife.ru/post/23553

[3] https://tass.ru/ekonomika/17286533

[4] https://embassylife.ru/post/17874

[5] https://tass.ru/ekonomika/17286533

[6] https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennost-v-razvitii-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-yug

[7] https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_2021_Report_5_INSTC_rus.pdf

[8] https://novelco.ru/press-tsentr/multimodalnye-perevozki-tekushchee-sostoyanie-izmenenie-geografii-postavok-novye-marshruty/

[9] https://index1520.com/upload/medialibrary/588/OTLK-N_S-RU.pdf

[10] https://rg.ru/2022/07/19/reg-skfo/mahachkalinskij-port-stanovitsia-sviazuiushchim-zvenom-so-stranami-azii.html

[11] http://eurasian-strategies.ru/wp-content/uploads/2019/08/Sever-Jug.pdf

Share.

Comments are closed.