Вторник, 23 апреля

Частные компании, импортозамещение и «Север-Юг». Что мы знаем о железных дорогах Ирана?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Можно ли сказать, что история Ирана вписывается в рамки цикла «Посольской жизни» о железных дорогах стран Персидского залива? Безусловно, ведь все современные проекты, с нею связанные, можно охарактеризовать одной общей идеей. Только, если ранее мы говорили о том, как строительство новой транспортной сети связано со спортивным событием, логистической доступностью частей страны и другими причинами, то сегодня можем заявить – в случае Исламской Республики речь идет о политике, в что самом ни на есть чистом ее проявлении.

За последние годы Иран все чаще ищет международных партнеров для сотрудничества в области железнодорожных перевозок. Возможно, читающие эту статью помнят о ирано-иракском соглашении, которое утвердило реализацию проекта путей, проходящих иранского Шаламче до иракской Басры (прим. – см. статью о железных дорогах Ирака). Реализация этого меморандума позволит объединить транспортные сетей двух стран в одну общую – а на период марта 2023 года известно, что ИРИ не оставляет своих надеж и обязательств по возведению данной части железной дороги. Здесь также можно вспомнить и договор между Ираном и Узбекистаном, заключенный в прошлом году странами в рамках сотрудничества во взаимном использовании путей.

«В целях укрепления сотрудничества в области железнодорожных перевозок и эффективного использования международных транспортно-транзитных коридоров по маршруту Иран-Узбекистан 24 января состоялись переговоры между иранскими и узбекскими властями, по итогам которых в среду, 26 января был подписан Протокол о сотрудничестве между железными дорогами Исламской Республики Иран и железными дорогами Узбекистана»[1], – написало агентство ИРНА со ссылкой на сообщение национальную компанию Иранских железных дорог. Таким образом, стремление Исламской Республики к созданию новых торговых коридоров становится более чем очевидным. Однако, при этом страна не оставляет без внимания локальные пассажирские перевозки: по мнению туристов, частные перевозчики, которые преимущественно и занимают иранский железнодорожный рынок, отличаются вполне приятными предложениями для путешествий.

Купейный вагон фирменного поезда Zendeghi (Источник: сайт “Вагон-Вокзал”)

Не менее очевиден и тот факт, что достижения в развитии железных дорог сопряжено для страны с преодолением последствий западных санкций. Причем не только в контексте поиска новых путей сообщения (хотя и их, конечно тоже, но об этом чуть позднее), но и в плане развития собственной тяжелой промышленности. Например, в октябре 2020 года стало известно о создании в Иране производства железнодорожных тормозов – это достижение позволило заявить Генеральному директору железной дороги ИРИ Саиду Расули, что государство может в скором времени избавиться от «импортной зависимости» в этой области.

«Раньше мы импортировали железнодорожный тормоз в страну, и только 3 страны могли производить эту деталь […] В ближайшем будущем мы сможем производить железнодорожный тормоз на 100%, и зависимость от импорта тормоза полностью будет прекращена»,[2] – передает его слова Информационное агентство Исламской Республики.

Если же говорить о поиске Ираном новых связей – в дипломатическом и транспортном смыслах, то нельзя не вспомнить об участии этой страны в договоре МТК «Север-Юг». Иран не просто является одним из ключевых игроков в инициативах по новому транспортному коридору, соединяющем Индию и Россию, но и вполне вероятно станет крупнейшим центром для «перецепки» вагонов на этом пути. Дело в том, что железнодорожная сеть ИРИ частично соответствует «российскому», а частично – «индийскому» стандарту ширины колеи. Очевидно, что это сыграет в дальнейшем вполне важную роль в развитии транспортной логистики в стране. Уже сейчас Россия готова проинвестировать строительство иранского участка транспортного коридора.По информации из Минтранса, средства в размере 1,5 млрд долларов будут выделяться на эти нужды вплоть до 2030 года.

«Согласно презентации, в рамках развития МТК «Север – Юг», связывающего Индию, Иран и Россию, планируется участие РЖД в строительстве линии от пограничного города Астара в Азербайджане до города Решт в Иране (164 км) и электрификации линии Гармсар – Инче-Бурун (495 км) в Иране»,[3] – сообщили в июле прошлого года «Ведомости».

Иранские железные дороги имеют достаточно долгую и весьма героическую историю. Именно по персидским путям в Советский Союз во время Великой отечественной войны поставлялась помощь по ленд-лизу. Как-то даже не представляется возможным, что при этом Иран ушел бы от развития и эксплуатации своего важного логистического узла –  даже в условиях экономических ограничений. Сегодня в развитии железнодорожного сообщения в Исламской Республике играют роль капитал и логистика – линии, которые сегодня строятся в стране чаще всего ведут к морским портам. Например, два года назад были проложены пути, соединившие портовый город Чахбехар с национальной сетью.

Поезд на Трансиранском маршруте времен ВОВ

«Все наши усилия были направлены на то, чтобы завершить проект до конца срока, но мы откроем его часть. И при открытии железных дорог, которые нам предстоят, мы откроем от 5 до 8 железных дорог в один день, и это одна из величайших работ в истории Ирана»[4], – заявил тогда экс-глава государства Хасан Рухани.

В завершении стоит упомянуть один любопытный факт – в 2019 году в Иране прошла 7-я международная конференция будущих станций, на которой глава отдела пассажирских перевозок Международного союза железных дорог Марк Гигон заявил, что «Иранские железные дороги – самая передовая транспортная система в Западной Азии».[5] И похоже, что дорога, построенная в еще в 1914 году, не собирается жить только своим богатым наследием прошлого.

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://ru.irna.ir/news/84628728/Иранские-и-узбекские-железные-дороги-подписали-соглашение-о-сотрудничестве

[2] https://ru.irna.ir/news/84068351/В-Иране-появилась-технология-производства-железнодорожного-тормоза

[3] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/07/25/932989-rossiya-videlit-15

[4] https://ru.irna.ir/news/84395418/Рухани-Чабахар-будет-соединен-с-национальной-железной-дорогой

[5] https://ru.irna.ir/news/83550658/Иранские-железные-дороги-самая-передовая-транспортная-система

Share.

About Author

Comments are closed.