Среда, 31 мая

Контркультурная архитектура: Германия и США

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

По мере изучения новых стилей жизни эволюционирует и архитектура, чтобы соответствовать утопическим идеалам новых обществ. В связи с этим архитектура, прежде всего, представляется продуктом культуры, для которой она предназначена.

«Walking City» – Шагающий Город. 1964 год. Рон Херрон.

Контркультура подразумевает, что социальные нормы могут быть приняты и пересмотрены, изменяясь для удовлетворения меняющихся общественных потребностей. Участвуя в формировании культур, архитекторы одновременно отражают и создают социальные тенденции, которые проявляются в виде зданий, городов и систем, поддерживающих новый образ жизни. Так, работа авангардной архитектурной группы Аркигрэм способствовала новому подходу к проектированию утопических обществ. Их проекты, такие как «Walking City» и «Plug-in-City», дают представление о безграничных возможностях, которые сообщества могут открывать с помощью урбанистического дизайна.

«Plug-in-City» – Штепсельный Город. 1963 год. Питер Кук

В то время как контркультурные проекты Аркигрэм оставались в журналах и рисунках в виде чертежей, большинство других движений по всему миру прямо или косвенно повлияли на окружающую застройку. Здания и общественные зоны предоставляли контркультуре пространство для своего физического и интеллектуального развития. Обычно после политических волнений общества обретают чувство принадлежности, организуясь – будь то в пределах города, как в случае с Берлином, или в сельских общинах, как это было в США.

Дом искусств «Тахелес», Берлин.

Так, падение Берлинской стены, поворотное событие в мировой истории, принесло с собой политические перемены, социальную напряженность и жажду освобождения. Пустующие участки и здания появились в результате разрушений во время Второй мировой войны и преобладающей жилищной политики, которая отдавала приоритет новым крупномасштабным быстровозводимым зданиям. Этой ситуацией воспользовались городские предприниматели, художники, скваттеры, студенты и музыканты, которые начали использовать освободившееся пространство для своих собственных проектов. В таких неиспользуемых помещениях начали временно размещаться различные общественные программы, такие как бары под открытым небом, ателье, галереи, блошиные рынки, сады, музыкальные и спортивные клубы. Низкая арендная плата привлекала молодое население для поддержки роста города и его контркультуры.

В результате Берлин заслужил звание «столицы временного использования» благодаря множеству помещений такого типа, возникших после падения стены. Одним из ярких примеров подобных зданий можно смело назвать ныне недействующий Дом искусств «Тахелес». Оно было построено в самом начале XX века, в 1909 году, в еврейском квартале Восточного Берлина. Сначала в нём располагался универмаг. После того, как он разорился, здание стали покупать по частям для банков и различных компаний, а уже в девяностые годы прошлого столетия, «Тахелес» облюбовало около 50 художников, артистов, неформалов и скульпторов. Со временем там стали собираться практически все неформалы в Берлине, о чём свидетельствует и внешний вид постройки. Именно эти люди добились от властей установить зданию статус памятника архитектуры и не сносить его.

Постиндустриальная эстетика заброшенных зданий отражает бунтарскую контркультуру, зародившуюся в Берлине. Архитектурный язык Берлина 1990-х годов характеризуется сырой атмосферой, создаваемой стальными и бетонными конструкциями, граффити, неполированной отделкой и самодельной мебелью. Временные объекты города служили убежищем для его жителей, укрепляя минималистичный и аскетичный внешний вид, который по-прежнему присущ архитектуре и дизайну берлинских интерьеров.

«Аркозанти», США

В США в это время также протекало интересное молодёжное движение, широко повлиявшее на местное архитектуру. Отмеченная духом гармонии с природой и художественных экспериментов, контркультура «хиппи», выступающая против истеблишмента, набрала обороты с движением за гражданские права в США и развязыванием войны во Вьетнаме.

«Drop City», Колорадо, США

За это время строители и планировщики придали форму идеологическим сдвигам, порождённым этим контркультурным движением 1960-х годов. Эпоха характеризовалась подъёмом движения «Назад к земле», отказом от активизма и переходом к более экологичному образу жизни. Устойчивое развитие и минимальное воздействие на окружающую среду были концепциями, которые подпитывали движение и нашли отражение в архитектуре и утопических поселениях, которые тогда постепенно возникали.

Например, одним из таких контркультурных утопических поселений был «Drop City» – проект общинной жизни в центральной части США, который высветил экологические, гуманитарные и спекулятивные идеалы движения «хиппи». Сельская коммуна представляла собой масштабную инсталляцию архитектурных концепций Бакминстера Фуллера. Архитектура в виде самодельных зоногранных куполов, составленных из собранного материала, приютила сообщество художников. В виде сплава авангардного искусства и движения в защиту окружающей среды, эти геодезические купола были первыми, которые использовались для домашнего проживания, а не для выставок и промышленного использования. «Drop City» изначально задумывался как прототип, который можно было бы воспроизвести и в других коммунах. Однако, проект прожил короткую жизнь, хоть и успел оказать влияние на многочисленные экспериментальные архитектурные проекты, такие как «Zometool» Стива Бэра.

«Матримандир», Ауровиль, Индия

Радикальные проекты американской контркультуры были созданы символами, которые боролись с технократическими укладами прошлого. Архитектура воплотила эти принципы, приняв формы надувных лодок, геодезических куполов и народного строительства, которое было основано на экологическом контексте. Материальная эффективность была обеспечена за счёт использования стекла, дерева и стали в ограниченных количествах в качестве части структурно устойчивых куполов. Такая техника наблюдается и в более современных постройках, например, в «Матримандире» – индийском «Храме Матери». Это здание имеет большое духовное значение для практикующих интегральную йогу и располагается с 2008 года в центре Ауровиля, международного города на юге Индии, который и по сей день развивается под эгидой ЮНЕСКО. «Матримандир» также называют «Душой города».

Таким образом, архитектурные примеры из Германии и США подчёркивают общую тему: временность. Контркультуры процветают благодаря экспериментам и свободе. Как и в любой культуре, контрдвижения обладают способностью проявляться в виде различных форм, которые, в свою очередь, поддерживают более масштабное дело или философию. В этом смысле архитектура позволяет обществу подвергать сомнению современный образ жизни и физически формировать будущее, которое является более инклюзивным, устойчивым и справедливым.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина.

Share.

Comments are closed.