Вторник, 23 апреля

Арктика: последний разворот Евразии

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Эмануэль Пьетробон

Арктика – это место, где скрыто огромное количество стратегических природных ресурсов, от углеводородов до редкоземельных металлов, которые будут задействоваться по мере повышения температуры и таяния льда. Для мира последствия превращения Арктики в пригодное для жизни пространство будут весьма глубокими. У трёх крупнейших мировых держав – Соединённых Штатов, Китая и России есть ещё время приготовиться к грядущим изменениям, выбрав сотрудничество, а не конкуренцию.

Арктика, истинное сердце Евразии

Эксперты сходятся в том, что Арктика, в первую очередь российская, содержит огромные неиспользованные запасы стратегических природных ресурсов, от углеводородов до полезных ископаемых и драгоценных металлов.

В настоящее время Арктика является источником происхождения почти одной десятой мировой нефти и одной четверти мирового природного газа, но некоторые исследователи считают, что большая часть её сокровищ ещё не обнаружена. Например, в российской Арктике подо льдом, по оценкам, в наличии более 35 700 миллиардов кубометров природного газа и более 2 300 миллионов тонн нефти и конденсата.

Эти цифры объясняют, почему Россия глубоко заинтересована в освоении Арктики и использовании преимуществ изменения климата. Арктика в настоящее время обеспечивает около 20 процентов ВВП России и 22 процента мирового экспорта, но её значение для национальной экономики будет расти вместе с повышением температуры. Однако Россия не сможет максимизировать прибыль, если не решит множество проблем, от которых страдает регион.

Российская Арктика столь же богата ресурсами, сколь и слаба по своей природе. В военном отношении регион уязвим для злонамеренных действий извне. Он демографически беден, здесь проживает всего два миллиона человек. Российской Арктике не хватает высокоразвитой сети наземной и морской инфраструктуры, хотя новаторский подход мог бы привести к российскому аналогу американской экспансии на запад, где Арктика играла бы роль «большой Калифорнии».

Как и его предшественник, новый Хартленд, далеко не полностью контролируемый Россией, фрагментирован, порист и открыт для конкуренции великих держав. Это подтверждает целый ряд инициатив – от возобновления Соединёнными Штатами своего давно забытого «арктического поворота» до китайского «Полярного шёлкового пути» Влияние изменения климата на Россию

Изменение климата приводит к таянию арктических льдов и воплощает в реальность давние мечты о Северо-восточном проходе. Данные показательны: грузопоток по Северному морскому пути вырос в 5 раз с 2015 по 2020 год и при этом в 2021 году было перевезено почти 35 миллионов тонн грузов. Причина этого в изменении климата.

Переломным моментом стал 2017 год, когда российский танкер Christophe de Margerie впервые преодолел маршрут без поддержки ледоколов и завершил путь из Норвегии в Южную Корею всего за 19 дней, что на 30 процентов быстрее, чем по традиционно используемым маршрутам через Индийский океан. Если температура продолжит повышаться, полярный маршрут может стать реальностью, которая изменит правила игры.

Помимо открытия Северо-восточного прохода, российский агробизнес также выигрывает от более высоких температур. Если Сибирь и Дальний Восток когда-нибудь превратятся в благоприятные для сельского хозяйства регионы, Россия сможет претендовать на роль «житницы мира». Опять же, цифры подтверждают этот прогноз: экспорт сельскохозяйственной продукции за последние двадцать лет увеличился в 16 раз, а Россия сейчас экспортирует сельхозпродукции больше, чем оружия.

Более высокие температуры приводят к увеличению производства, что ведёт к росту трансокеанской торговли, но также могут означать демографические преобразования. Действительно, так как неблагоприятные для жизни человека регионы Арктики и Сибири становятся пригоднее для заселения, реализация политики репопуляции выглядит проще. План Кремля по заселению Арктики может найти союзника в изменении климата. В будущем сегодняшние 2 миллиона человек могут при правильной стратегии, включающей в себя стимулы к переселению, привлечение иностранных инвестиций и строительство инфраструктуры, стать 20 миллионами. Долгосрочные геополитические последствия такой трансформации многочисленны и затрагивают самые разные сферы от сельского хозяйства до мировой торговли. И выгод станет намного больше, если крупные державы согласятся превратить регион в арену, свободную от конфликтов.

Сотрудничество вместо конкуренции

Изменение климата должно помочь России задействовать огромное количество стратегических природных ресурсов, которые в настоящее время лежат под землей, и потенциально изменить сущность глобализации. Китай хочет активно участвовать в грядущем мировом экономическом порядке, а его самопровозглашённый статус приарктической державы служит прикрытием для оправдания геоэкономических амбиций Пекина. Ряд азиатских игроков – от Японии до Индии – хотели бы присоединиться к арктической гонке в качестве инвесторов, строителей и миноритарных акционеров. Однако не всё то золото, что блестит.

НАТО наращивает усилия в европейской Арктике. США открыто оспаривают претензии России на участки Северного морского пути. Риски военной эскалации в Арктике не за горами. Настало время заменить соперничество великих держав соглашением о защите Арктики, которое можно смоделировать, принимая во внимание следующие факты: у России есть земля, у Запада – высокие технологии, у Китая – товары. Эта триада предполагает взаимодополняемость.

Чтобы соглашение по Арктике стало реальностью, Западу необходимо освободить Арктику от санкций, связанных с конфликтом на Украине. В обмен на это Россия могла бы предоставить западным фирмам преференциальный режим в Арктике, когда речь идёт об акционерном капитале, совместных предприятиях и контрактах в сельском хозяйстве, торговле, энергетике, горнодобывающей промышленности и инфраструктуре.

Запад обладает самыми передовыми нефтегазовыми технологиями для арктической и глубоководной добычи. Запад доминирует в рейтинге экологически чистой энергии, а Арктика – это лаборатория под открытым небом, где такие компании, как итальянская ENI, могут помочь построить ветряные электростанции, полярные солнечные электростанции и морские энергетические платформы. Мы говорим о секторах, в которых Китай и другие незападные державы мало что могут сделать – по крайней мере, сейчас и даже в ближайшем будущем.

Арктика – подходящее место для попытки перезагрузки, когда конфликт на Украине закончится, и Арктический совет лучше всего подходит для того, чтобы служить принимающей площадкой для переговоров. Мирная Арктика может означать многое: стабильность (будущей) мировой торговли, лучший мониторинг изменения климата, взаимовыгодные многомиллиардные проекты.

Учитывая, что одно соглашение ведёт к другому, сценарий, при котором семена разрядки будут посеяны в Арктике, не является политической фикцией. Если история чему-то и учит (а Цицерон считал, что она учительница жизни), так это тому, что немыслимое вчера становится реальностью завтра. Но для этого нужна добрая воля.

Во время холодной войны разрядка наступила после самой серьёзной эскалации между США и СССР. Вопрос в том, станет ли украинский конфликт Карибским кризисом XXI века или началом долгого пути к непредсказуемо масштабной конфронтации между Западом во главе с США и «ревизионистскими государствами»?

Реальная политика и уроки истории могут побудить крупные державы мира сложить оружие в некоторых регионах и/или в некоторых секторах, объединяя усилия на благо человечества. Одним из таких регионов, несомненно, является Арктика, где сотрудничество, а не конкуренция может однажды привести к осуществлению давней мечты о мосте через Берингов пролив. Мир во всем мире может прийти через Арктику.

Эмануэль Пьетробон (Италия) – геополитический аналитик, политический консультант, писатель. Специализируется на геополитике, гибридной войне, Латинской Америке и постсоветском пространстве.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Источник: сайт БРИКС

Share.

Comments are closed.