Четверг, 25 апреля

Что мы знаем о железных дорогах Ирана? Продолжение о транспортных коридорах и портах

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Возможно наши читатели помнят, что в предыдущей статье про железные дороги Ирана (советуем освежить ее содержание в памяти, поскольку сегодня мы также будем ссылаться на ее тезисы), «Посольская жизнь» упоминала про соединение Чахбехара с железнодорожной магистралью страны. Тогда же, мы процитировали обещание бывшего Президента страны Хасана Рухани открыть «от 5 до 8 железных проектов в один день», что станет одной «из величайших работ в истории Ирана»[1]. Это означает по сути одно – Исламская республика занимается активным развитием своей железнодорожной инфраструктуры для логистической связи своих портов. Ведь, как известно Чахбехар – город с единственным океаническим портом ИРИ.

Если Иран сможет соблюсти весьма рекордные темпы строительства новых путей, то потенциально соединит порты и береговые зоны страны чуть ли не в ближайшем десятилетии. Согласно данным «Коммерсанта», уже сегодня в планах иранского правительства (а строительство железных дорог, как вы можете помнить, в стране национализировано)[2] возникает риторика возведения нескольких веток вблизи побережья Каспийского моря; а некоторые участки этой дороги уже находятся на этапе строительства. Помимо этого, в скором времени может появиться железнодорожная магистраль, соединяющаяся южный Бендер-Аббас с уже существующей транспортной сетью Ирана. Причем не только железнодорожной – новый путь станет «дублером» для двух автомобильных дорог, идущих из Натанза в портовый город, а также в еще один портовый город Бушер.

«Только на Каспии крупных портов насчитывается 5 (Астара, Ноушехр, Торкеман, Чалус, Энзели), а на юге: Бендер-Аббас, Бендер-Ленге, Бендер-Бушер, Лаван, Махшехр, Харг и единственный океанический порт Ирана — Чахбахар»,[3] – говорится в материале, опубликованном на сайте Института Ближнего Востока. Несмотря на то, что текст, в котором содержится информация о портах страны весьма неновый, все же он дает понять, какие транспортные артерии сейчас пытается развивать страна. Собственно, как и раскрывает ответ, на вопрос почему.

Конечно же, вся деятельность по строительству иранских железных дорог связана с развитием инициативы по запуску транспортного коридора «Север-Юг». Очевидно, что дорожная инфраструктура, делающая порты Ирана доступными для международной перевозки товаров, сильно отразится на экономическом развитии страны. Вот почему сегодня Исламская республика активно ищет инвесторов для своих транспортных проектов.

По предварительным данным, в качестве одного из подрядчиков «иранского проекта» могут выступить отечественные РЖД. По крайней мере, в прошлом году федеральная компания уже выделяла бюджетные средства на строительство путей. Как заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в ходе итогового заседания правления Российских железных дорог: «Планируется, что инвестиционная программа РЖД в 2023 году достигнет рекордного уровня 1,1 триллиона рублей. Это почти на четверть больше, чем в 2022 году»[4].

Прошлый год в целом стал судьбоносным в плане российско-иранского сотрудничества в сфере железнодорожного строительства. Речь идет о прокладке участка Решт – Астара (прим. – порт Каспийского моря). Эта магистраль в перспективе также может быть продлена до портов Персидского залива: согласно данным, полученным журналистами от замглавы Минтранса РФ Валентином Ивановым во время выставки «Транспорт России», этот вариант рассматривается в не скорой, но весьма ощутимой перспективе.

«Есть два варианта реализации этой железной дороги. По всей территории Ирана – это узкая колея, и второй вариант – это реализация широкой колеи. <…> Дальнейшая перспектива развития этой линии – широкой колеей непосредственно до портов Персидского залива»[5], -цитирует его слова ТАСС.

Проблема – все та же: разница колеи. Пока рассматриваются различные варианты проекта, хотя, очевидно, для России более выгодным является строительство широкоформатной железной дороги, позволяющей без задержек в пути перевозить грузы через Азербайджан с аналогичной «советской» колеей и Иран, где часть дорог также построена в соответствии со стандартом в 1520 мм.

«Сейчас делается оценка экономической целесообразности реализации целиком широкой колеи там (прим. – в Иране), практически новая железная дорога непосредственно до портов Персидского залива. Эту техническую часть, оценку, сделаем в ближайшее время. После этого решение будет принято, какое целесообразно будет реализовывать», – говорит Иванов[6].

Как не трудно понять, дело не только в линии Решт – Астара или доступности Бендер-Аббаса, главного порта транспортного коридора, по мнению экспертов. Речь о глобальном проекте и необходимой для него транспортно-логистической инфраструктуре. А это всегда значит кооперацию нескольких стран. Не только «на бумаге», но и в плане инвестиций, укрепления двусторонних отношений и т.д. Получается, что нынешнее развитие железных дорог Ирана не просто делает порты страны более привлекательными для перевозок, но и выводит дипломатические связи государства на новый уровень.

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://ru.irna.ir/news/84395418/Рухани-Чабахар-будет-соединен-с-национальной-железной-дорогой

[2] https://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/CORP/2017/01/16/Iran_map_AUTO_RAIL_PORT.png

[3] http://www.iimes.ru/?p=19581

[4] https://smotrim.ru/article/3204738

[5] https://tass.ru/ekonomika/16361521

[6] https://tass.ru/ekonomika/16361521

Share.

Comments are closed.