Вторник, 23 апреля

Пача-Мама Эквадора и право на “хорошую жизнь”: как Конституция страны заботится о природе и коренных народах?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

В мифологии индейских народов (в частности – кечуа), есть божество Пача-Мама или «Мать Природа». Это одна из наиболее почитаемых фигур в мифологии этих племен, считающаяся богиней земли, плодородия. Но главное, иногда она также считается прародительницей всего человечества. Сегодня же Пача-Мама не просто персонаж прошлого, которому приносят дары замкнутые сообщества, но и один из главных субъектов в политическом устройстве Эквадора. Дело в том, что «мать природа» обладает вполне законным статусом юридического лица, а отношение к ней прописано в государственной Конституции.

«Природа, или Пача-Мама, где воспроизводится и происходит жизнь, имеет право на всестороннее уважение к ее существованию, а также к поддержанию и восстановлению ее жизненных циклов, структуры, функций и эволюционных процессов», – говорится в 71 статье Верховного закона Эквадора. Особый статус природы был закреплен в Конституции страны 2008 года (прим. – также называемой иногда социалистической). Это весьма интересный документ в плане избранных форм государственного управления, однако для выбранной темы это не представляет особого значения . Основной чертой документа, принятого в период правления Президента Рафаэля Корреа стало провозглашение концепции «сумак кавсай».

«Мы… настоящим решаем создать новую форму общественного сосуществования, в разнообразии и гармонии с природой, для достижения хорошего образа жизни», – гласит все та же Конституция страны. «Сумак кавсай» можно перевести с языка народов кечуа как «хорошая жизнь» или buen vivir, если оперировать испанским понятием. Эта концепция не просто про некую абстрактную заботу об окружающей среде, что на самом деле тоже актуально для страны Латинской Америки, ведь Эквадор является крупным сельскохозяйственным экспортером. Принцип «хорошей жизни» включает в себя ориентацию на баланс сохранения культурного наследия племенных народов в совокупности с экологической ориентацией на будущее всех эквадорских сообществ.

Buen vivir не стоит понимать как равнозначное понятие успешной жизни, тем паче – оперировать при его объяснении общепринятыми «формулами успеха». На самом деле, эта концепция про жизнь человека внутри социума, среды, которая дает ему возможности для здоровой жизнедеятельности. В качестве аргумента этой позиции издание The Guardian приводит слова Эдуардо Гудинасу, ведущего ученого по этому вопросу: «Вuen vivir предметом благополучия является не индивидуум, а индивидуум в социальном контексте своего сообщества и в уникальной экологической ситуации» . Эта же позиция лежит в основе политической повестки страны, определяет ее меры по борьбе с климатическими изменениями, экологическими угрозами и иными проявлениями антропологического влияния. Еще в 2015 году Корреа, выступая перед участниками Конференции ООН по проблемам климата в Париже, заявлял, что Пача-Мама, не должна оцениваться по достоинству ниже тех, кому она дарует жизнь.

«Человек — не самое важное в природе, но продолжает считаться самым важным. Шагом в борьбе с климатическими изменениями могло бы стать создание международного суда по защите окружающей среды, который бы мог возлагать ответственность за попрание прав природы и установить обязательства в плане экологии и потребления природных богатств», — процитировали слова Президента РИА Новости.

С 2008 года прошло немало времени, но закрепление статуса природы в Конституции Эквадора остается весьма показательным примером для всего мирового сообщества. Во-первых, это первый документ такого масштаба в мире, в котором речь о экологических вопросах идет в подобных категориях. Во-вторых, статьи о коренных народах и их правах на пользование угодьями является прекрасным примером лоббирования. Группой давления при принятии названных поправок выступила Национальная конфедерация коренных народностей Эквадора (CONAIE) – несмотря на то, что относительно недавно ее штат заметно уменьшился, все же она продолжает оставаться одной из самых знаковых организаций в стране.

«Более 25 лет мы помогаем сообществам разрабатывать первые в стране новаторские законы о правах работников, правах бездомных, демократических правах и правах природы. Мы также предоставляем бесплатные и недорогие юридические услуги, организацию на низовом уровне и поддержку в области образования тысячам сообществ и правительств, сталкивающихся с несправедливостью на местном, национальном и глобальном уровнях», – говорится на сайте о миссии CONAIE.

Наконец, само развитие законодательства в области охраны природы продолжает развиваться. В прошлом году, например, Конституционный суд Эквадора признал за животными человеческие права . Связано это было с прецедентом, когда у семьи отняли обезьяну, прожившую вмести с ними 18 лет. Несмотря на то, что изначально животное было незаконно изъято из дикой природы, оно не выдержало разлуки с хозяевами и скончалось в зоопарке от разрыва сердца.

Заканчивать материал словами «таким образом» считается весьма посредственным тоном, однако, что же делать, если речь идет о юридической тематике? Поэтому: таким образом, Конституция Эквадора – один из уникальных примеров закрепления статуса «матери-природы» на законодательном уровне, но, что интересно не единственный. На самом деле, большое внимание вопросам природоохраны уделяют и другие страны Латинской Америки . А это означает, что другие государства, стремящиеся сегодня к провозглашению защиты экологии, могут обратить внимание на реально существующий пример.

Автор статьи Чернопятова Софья

Share.

Comments are closed.