Вторник, 23 апреля

Индийский шёлковый след: Фатехпур-Сикри

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Индийский город Фатехпур-Сикри был важной остановкой для торговцев на маршрутах через северную Индию и является свидетельством архитектурных достижений Империи Великих Моголов в конце XVI века. Фатехпур-Сикри стал индийской столицей при правлении императора Акбара (1556-1605), который перенёс сюда свою резиденцию и возвёл новый крупный дворцовый комплекс.

Большинство источников связывают это решение с почитанием императором местного суфийского святого шейха Салима Чишти, и именно в его честь в 1568 году Акбар приказал построить Соборную мечеть Джами-Масджид, одну из крупнейших мечетей Старого Дели в Индии, рассчитанную примерно на 10000 верующих. Однако в конечном счёте город был заброшен в 1580-х годах, возможно, из-за проблем с водоснабжением, но при этом продолжал оставаться важной точкой на торговых путях, включая Великий Шёлковый путь, и часто был населён толпами купцов из Индии, Персии и других стран.

Джами-Масджид

Архитектура города иллюстрирует разнообразие существовавших там религиозных и культурных самобытностей. Так, дворцовый комплекс Акбара из красного песчаника, состоящий из различных резиденций, а также религиозных и официальных зданий, разбросанных по всему городу, в значительной степени отражает индуистские архитектурные традиции.

В Фатехпур-Сикри имеется и множество других свидетельств влияния индо-мусульманских декоративных элементов, некоторые из которых, по-видимому, заимствованы из таких источников, как персидская миниатюрная живопись. Их можно увидеть, в частности, в богато украшенном Доме турецкого султана.

Это здание, покрытое замысловатой резьбой по дереву, также известно как «шкатулка для драгоценностей», и каждая его каменная плита имеет различный дизайн, такой как арабески на колоннах веранды и резьба в форме колокола, цветов и селёдочной кости на кронштейнах, поддерживающих крышу. На панелях дадо изображены леса и сады, а также животные мотивы.

Мечеть Джами-Масджид, как и следовало ожидать, демонстрирует более прямое наследование исламского декоративного стиля, хотя её главный арочный вход, айван, повторяет персидские архитектурные модели в сочетании с некоторыми индийскими декоративными элементами.

Мечеть Джами-Масджид

Три арочных прохода выполнены из красного песчаника и обеспечивают доступ в коридор и молитвенный зал на западной стороне мечети. Они расположены на северной, южной и восточной сторонах. К восточным воротам ведут 35 ступеней – это самые большие ворота в Джами-Масджид, которыми пользовалась сама королевская семья. Северные и южные ворота также открыты для посетителей и имеют 39 и 33 ступеней для подступа к ним соответственно. Ступени имеют белую разметку, указывающую направление, в котором возносятся молитвы.

Два минарета мечети совершенно идентичны по внешнему виду. Оба минарета имеют высоту в пять этажей и достигают 130 футов. Внутри каждого минарета насчитывается 130 ступеней.

Буддийское и джайнистское влияние прослеживается и в ряде других зданий города. В этом плане интересно вспомнить о Панч-Махале – «башне ловца ветров» – которая также была построена по заказу Акбара.

Это сооружение находится недалеко от кварталов Зенана (гарема), что подтверждает предположение о том, что оно использовалось для развлечений и отдыха. В архитектуре этого сооружения используются элементы дизайна буддийского храма: оно полностью колоннообразное, состоящее из четырёх уменьшающихся по размеру этажей. Колонны, между которыми первоначально были установлены джаали, решётчатые экраны или вязь с орнаментальным рисунком, поддерживают всю конструкцию.

Традиционная джаали

Бассейн квадратной формы с платформой в центре перед Панч-Махалом носит название Ануп Талаб. Его крышу поддерживают прямоугольные простые колонны из красного камня, а капители украшены резьбой. Фриз вырезан непрерывными арками, а в центре попеременно расположены ромб и круги. Уровень крыши такой же, как и во внутреннем дворе – её бордюр украшен резным кружевом из листьев и балюстрадой, на которой установлены каменные джаали с восьмиугольными и другими сложными геометрическими мотивами. Ануп Талаб соединён с внутренним двором четырьмя каменными мостами, которые поддерживаются колоннами.

С 1986 года древний город Фатехпур-Сикри является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на то, что он просуществовал всего 15 лет, сохранившаяся в нём архитектура периода правления Акбара оставила весомый след в рамках культуры и истории.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина

Share.

Comments are closed.