Четверг, 25 апреля

Церковь Темппелиаукио в Финляндии

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Недалеко от центра Хельсинки, в финляндском районе Тёёлё, между гранитными скалами расположена лютеранская церковь Темппелиаукио.

Если смотреть со стороны улицы Фредрикинкату, дизайн церкви выглядит практически неуловимым на природном фоне: плоский купол едва возвышается над окружающим ландшафтом. Непритязательный вход, окружённый бетонными стенами, ведёт посетителей через тёмный коридор в наполненное светом святилище, высеченное прямо в скальной породе. Благодаря скальным стенам церковь также прозвали как «Церковь в скале». Чтобы контрастировать с тяжеловесностью материалов, световые люки, окружающие купол, создают игру света и теней, придавая постройке ощущение воздушности.

Сама церковь является результатом архитектурного конкурса, выигранного братьями-архитекторами Тимо и Туомо Суомалайненами в 1961 году. Их оригинальное видение данного проекта было признано не только за креативность, но и за уважение, проявленное к цели конкурса: сохранить как можно больше натурального скального выступа площади. Их победившее предложение достигает этого за счёт встраивания церкви в скалу и размещения приходских помещений по краям холма.

Строительство здания началось в феврале 1968 года, а полтора года спустя, в сентябре 1969 года, церковь была открыта для освящения. Из-за экономических трудностей послевоенного периода предложенный план был урезан, и внутреннее пространство Темппелиаукио сократилось примерно до четверти от её первоначальной площади. Изначально общественное мнение отнеслось к дизайну критически – некоторые опасались, что он будет напоминать бункер. Другие же считали, что деньги, выделенные на этот проект, можно было бы потратить на более благие цели, например, на поддержку жертв голода в Биафре, государстве в юго-восточной части Нигерии. В 1969 году студенты-христиане даже нанесли граффити на строительную площадку с надписью «Биафра!» – это был один из первых зарегистрированных случаев публичного граффити в Финляндии.

Несмотря на былые разногласия, сегодня церковь Темппелиаукио расценивается как одна из самых любимых достопримечательностей Хельсинки. Более того, она служит двойной цели: месту поклонения прихожанам Тёёлё и ценной концертной площадке благодаря своим впечатляющим акустическим свойствам. Эта особенность достигается благодаря шероховатым обнажённым каменным стенам. В первоначальном проекте братья Суомалайнены предложили гладкую бетонную отделку поверх камня, опасаясь, что обнажённая порода будет слишком радикальной для жюри архитектурного конкурса. Однако, дирижёр Пааво Берглунд и инженер-акустик Маури Пархо убедили проектировщиков в том, что неровная поверхность обладает лучшей акустикой, что привело к решению оставить каменные стены нетронутыми.

Другой главной особенностью здания является его крыша – плоский купол диаметром 24 метра, опирающийся на радиальные бетонные балки. С внутренней стороны купол покрыт неокислённой медной нитью длиной 22 километра. Окружающие купол 180 стеклянных плоскостей образуют большое окно в крыше, которое пропускает естественный свет в основное пространство церкви. Форма стеклянных панелей меняется, создавая переход от строгой геометрической формы купола к свободной форме скальных стен с изменяющейся высотой.

Большие гранитные породы, добытые на том же участке, укладываются поверх стен из натурального камня, создавая пространство высотой 13 метров. Здание подчёркивает свои природные элементы и свою связь с землёй. Весной, когда снег тает, вода просачивается из трещин в скальной породе и собирается в небольших каналах в полу. Так, дизайн церкви исходит из темы сосуществования с природой – финны всегда воспринимали природу как неисчерпаемый источник мудрости. Внимание к контексту места, умение работать с материалом, а также социальная рефлексия – всё это является частью архитектурных традиций Финляндии. Используемые материалы, такие как медь и открытый бетон, были выбраны таким способом, чтобы дополнять оттенки пегматитового (розового) гранита. Темппелиаукио отлично вписывается в местный пейзаж, передавая национальную идентичность и культуру архитектуры Финляндии.

Этаж святилища спроектирован таким образом, чтобы находиться на том же уровне, что и самая высокая улица, выходящая на площадь – это позволяет посетителям входить непосредственно внутрь без необходимости подниматься по лестнице. Складчатая общественная галерея соединяет основное пространство с дополнительными приходскими помещениями, расположенными на краю холма. Другой необычной особенностью церкви является отсутствие колокольни. В качестве компенсации из динамиков на внешних стенах воспроизводится запись колоколов от финского композитора Танели Куусисто.

Таким способом, в Темппелиаукио дизайнерское решение вступает в гармоничный диалог с уникальными геологическими особенностями города Хельсинки.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина

Share.

Comments are closed.