Четверг, 25 апреля

Концепция внешней политики России: поворот в сторону многополярности и развитие собственной самобытности

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Так сложилось, что Концепция внешней политики РФ всегда является структурированным и законодательно закрепленным ответом на международные вызовы, а не превентивным документом, который бы их предотвращал. Это же распространяется и на новую редакцию: документ, принятый в пятницу, заменил действие аналогичного нормативного акта 2016 года. Его положения, очевидно, уже не могли учесть новые общемировые вызовы, такие как борьба с последствиями пандемии или укрепление экономической безопасности страны в условиях санкций.

«В перспективном планировании наших действий важно учитывать всю полноту факторов и тенденций развития международных отношений, работать на укрепление суверенитета России, повышение роли нашей страны в решении мировых проблем и формировании более справедливого, многополярного миропорядка», — сказал Владимир Путин[1] во время своего выступления перед постоянными членами Совета безопасности РФ. Очевидно, что слова Президента подразумевают, что Концепция – абсолютно новый план действий России на международной арене, отличающийся своим прогнозированием по отношению к современным вызовам. Однако, новый документ не создан, что называется «с нуля» – в нем сохранились положения из предыдущих редакций и в целом он достаточно тесно перекликается со Стратегией национальной безопасности РФ 2021 года.

Если говорить чисто о формальной части, то нормативный акт, утвержденный Президентом России, состоит из 76 пунктов и занимает около 42 страниц. Если же углубиться в его суть – это документ стратегического планирования, определяющий действия представителей страны как на международной арене, так в отдельных регионах. И в первую очередь, Концепция подразумевает защиту интересов государства: вот почему в новом тексте содержатся слова о борьбе за историческую правду, о сохранении языка и прочих постулатах, будто бы прямиком переместившихся из Конституции РФ[2]. Все это также легло в основу определения России «как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира»[3]. Таким образом страна объявляет себя самостоятельно выстраивающей стратегию собственного развития и взаимодействия с другими международными игроками.

«Я бы сказал, что концепция отражает те изменения, которые произошли на международной арене в последние годы, концепция закономерно отражает новые реалии нашей внешней политики и международных отношений. То есть мы так или иначе эти реалии уже знаем, но концепция закрепляет их восприятие, их понимание в виде доктринарного документа», –  считает Иван Тимофеев, гендиректор Российского совета по международным делам.[4] Он же добавляет, что не стоит расценивать Концепцию как попытку противопоставить Российскую Федерацию отдельным государствам: даже несмотря на раздел об «англосаксонских странах». Речь здесь скорее идет о несогласии с их внешнеполитическим курсом, однако и о готовности к сотрудничеству, при взаимном уважении прав и интересов.

«Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций»,[5] – говорится в новой Концепции внешней политики.

Где точно наблюдаются изменения по содержанию, так это в прописанных направлениях партнерства. Во-первых, в предыдущих редакциях документа делался больший акцент на перечислении конкретных стран, с которыми Россия планирует приоритетно развивать двусторонние отношения. Теперь же – внимание сосредоточено на взаимодействии с международными регионами и организациями. В этом плане Концепция ощущается «глобальнее» и показывает, что Россия стремится к наращиванию международного влияния. Во-вторых, особым пунктом выделено углубление связей с Индией и Китаем. В тексте документа значится: «Особо важное значение для России имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы – Китаем и Индией»[6].

Наконец, достаточно интересно описаны приоритетные направления для установления международных связей. Если в тексте 2016 года говорилось о смещении всех глобальных процессов в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, то теперь РФ готова к «развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами – членами Организации исламского сотрудничества»[7]. В тексте также упоминается Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и другие регионы мира.

Особого внимания, конечно же заслуживает раздел, посвященный установлению российско-африканских отношений. Согласно Концепции, Россия видит в странах Африки большой потенциал и готова оказать помощь для их развития.

«Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Российская Федерация намерена способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития»[8], – гласит 57 статья документа.

В тексте также упоминается развитие транспортного коридора «Север-Юг», экологическая безопасность, преодоление последствий пандемии и многое другое. Все это свидетельствует о том, что Концепция – это объемный документ, который не ограничивается описанием дипломатического курса страны на определенный период времени. Станет ли этот документ кардинально новым нормативным положением, изменившим существующее понимание миропорядка? Скорее нет. У Концепции внешней политики другая задача – определить и продемонстрировать курс России на международной арене в соответствии с реалиями дня.

Ведь как написано в документе: «Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях… Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям, определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации».[9]

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://russian.rt.com/world/article/1130448-putin-koncepciya-vneshnei-politiki-rossiya

[2] https://tass.ru/politika/17418575

[3] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

[4] https://www.bfm.ru/news/522309

[5] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

[6] https://ria.ru/20230331/kontseptsiya-1862178577.html

[7] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

[8] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

[9] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

 

Share.

Comments are closed.