Понедельник, 22 апреля

Археологи доказывают, что первые одомашненные лошади появились на территории современной России

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Когда человечество пришло к приручению лошади, пока остается одной из загадок истории. Но вполне вероятно, что скоро завеса тайны будет приоткрыта: ученые из Хельсинкского университета представили результаты исследования, согласно которому одомашнивание произошло в III тысячелетии до нашей эры. «Пионерами» одного из главных достижений человечества вероятнее всего стали представители ямной культуры, проживавшие в низовьях Волги и Дона. Подробнее – в выдержках из материала от РИА Новости.

Почему одомашнивание лошади считается одним из главных достижений, повлиявшим на дальнейшую историю цивилизаций? Дело в том, что верховая езда увеличила мобильность людей, что отразилось на развитии военного дела и торговли. Помимо этого, кони также стали для человека одними из главных помощников в сельскохозяйственных работах. Определить же, когда люди смогли приручить животное, достаточно трудно. Дело в том, что изначально лошадьми управляли без специального снаряжения – указывать на первых наездников могут только косвенные признаки.

«Установить это нелегко. Самую раннюю конскую сбрую, возможно, делали из материалов, которые плохо сохраняются. Но, скорее всего, сначала лошадьми управляли вообще без специального снаряжения. Поэтому археологи ищут первых всадников по косвенным признакам», – пишут РИА Новости.

Антропологи считают, что вероятнее всего первые одомашненные лошади появились в III тысячелетии до нашей эры в районе так называемого кластера DOM2. Это целая серия археологических раскопок, проходящих на территории Понтийско-Каспийских степей, а точнее, в низовьях Волги и Дона.

«Примерно в то же время в регионе жили представители так называемой ямной культуры. Эта историческая общность, по одной из наиболее распространенных версий, сложилась в междуречье Волги и Южного Приуралья. С конца четвертого тысячелетия до середины третьего эти европеоидные кочевники-скотоводы расселились на больших просторах от Венгрии до Алтая. Так называемая степная гипотеза связывает ямников с происхождением от индоевропейцев и распространением языков этой семьи, к которой относятся русский, английский, санскрит и многие другие», – говорится в материале агентства. Племена ямников также создали четырехколесные повозки, используемые для перемещения. Правда, считают ученые, в них скорее всего запрягали крупный рогатый скот.

Ранее считалось, что лошади использовались этими народностями в качестве мясо-молочных животных. Однако, исследование биоантрополога Мартина Траутманна из Хельсинкского университета и его коллег показывает, что это предположение может быть ошибочно. У скелетов из исследуемых захоронений ямников были обнаружены признаки пользования верховой ездой.

«Наездничество оставляет отметины не только на теле лошади, но и на костях всадника. Специфические усилия и нагрузки приводят к характерным изменениям в опорно-двигательном аппарате.

Ни один конкретный признак сам по себе не позволит точно узнать, был ли человек всадником. Однако совокупность нескольких таких маркеров, по мнению ученых, может свидетельствовать о “синдроме верховой езды”. Его определяли по шести критериям. К ним относились, в частности, места крепления мышц к тазу и бедренной кости, а также травмы, характерные для падения с лошади, ударов копыт или укусов.

В результате 24 из 156 изученных особей попали в категорию “возможно, наездники”, а еще пять ямников — в категорию “весьма вероятно, наездники”. Это делает их самыми древними всадниками в истории», – пишет РИА Новости.

Более того, «Захоронение в Венгрии, датируемое примерно 4300 годом до нашей эры, неожиданно дало четыре из шести патологий верховой езды. Возможно, это указывает, что верховую езду освоили за тысячелетие до ямников», — утверждает один из авторов труда Дэвид Энтони из Колледжа Хартвик, США. Таким образом, исследование темы одомашнивания лошадей еще долгое время не будет закрыта.

Российские ученые оценили работу зарубежных антропологов неоднозначно: они отметили аргументированные доказательства влияния верховой езды на состояние костей человека, но в то же время заявили, что нельзя оценивать результаты исследования как 100 % вероятные.

«Заголовок содержит однозначное утверждение — «Первые биоантропологические доказательства ямной верховой езды». Однако в тексте, очень подробном и выверенном, точных доказательств нет», – говорит заведующая лабораторией контекстуальной антропологии Института археологии РАН Мария Добровольская.

Ученая отметила, что в России велись аналогичные исследования, однако рабочие группы не делали однозначных выводов.

«Если мы хотим выстроить строгую систему доказательств, нам нужны прямые параллели с этнографическими случаями всадничества. То есть хорошо бы проверить на рентгене и томографе ныне живущих людей с подобным образом жизни и сравнить их данные с палеоантропологическими. Это будет более убедительно», – добавляет она.

«Не исключено, что в то время кто-то мог ездить на лошадях. Но это не имело социального значения, мы не видим этой новации, отраженной в материальной культуре ямников. Ну и конечно, важно рассматривать этот вопрос в связи с находками останков самих лошадей», – объясняет Добровольская.

Таким образом, вопрос одомашнивания лошади требует дальнейших исследований: причем как в плане человеческих останков, так и культуры ямников в целом, считает заведующая лабораторией. «Великое расселение ямников тоже не стоит связывать с овладением верховой ездой, считает российский ученый. Столь масштабная миграция — явление комплексное, оно может быть обусловлено различными причинами, от социальных до климатических».

Материал собрала и обработала Софья Чернопятова.

Share.

Comments are closed.