Пятница, 29 марта

Дипломатический протокол в России от Ивана Грозного до нынешних дней.

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян, дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву в общей сложности посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Обычно зарубежных представителей встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу в современном его понимании. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей – церемонии становились все более пышными.

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году – в Государственную коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, идентичные западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах – высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Прообразом протокольной службы дипломатического ведомства нашей страны являлась входившая в состав петровской Коллегии иностранных дел (КИД) так называемая «экспедиция на русском языке», в ведение которой входили в том числе вопросы «приема и отпуска послов, посланников, резидентов, агентов, консулов и прочих гонцов и курьеров».

Указанием на формирование руководящего звена КИД, ответственного за протокольные дела, стало появление в обнародованной 24 января 1722 г. Табели о рангах статских чинов обер-церемониймейстера и церемониймейстера (5-й и 7-й ранги). Первым чин обер-церемониймейстера получил в 1725 г. граф Ф.Санти.

С назначением графу Ф.Санти помощника церемониймейстера в КИД началось формирование особого церемониального подразделения, состав которого стал пополняться сначала за счет секретаря, а потом переводчика и изготовителя копий. Этот процесс завершился в 1745 г. после выделения Ф.Санти и его команде отдельного помещения, а также специальной печати для грамот и указов, имевшей надпись «Печать церемониальных дел». Протокольная служба при КИД получила наименование Церемониальной части (Церемониальных дел).

Однако законодательное оформление протокольного подразделения произошло позднее, в 1779 г., когда в штат КИД был официально включен Церемониальный департамент в составе обер-церемониймейстера, церемониймейстера, секретаря и канцелярских служащих.

В дальнейшем Церемониальный департамент то изымался из штатов КИД (передавался в ведение Императорского двора), то снова придавался Коллегии, формально оставаясь в структуре Императорского двора.

С годами численность Церемониального департамента увеличилась: согласно штатному расписанию 1839 г. в нем значились обер-церемониймейстер, он же Управляющий Департаментом церемониальных дел, а также уже шесть церемониймейстеров.

При учреждении состава Министерства иностранных дел в 1846 г. Церемониальный департамент был переименован в Экспедицию церемониальных дел, включенную в состав Особой канцелярии МИД. Был уточнен круг ее обязанностей: наблюдение за этикетом при встрече и проводах иностранных послов, посланников и других дипломатических агентов, извещение о траурах в связи с кончиной иностранных знатных особ, ведение списков прибывающих к императорскому двору дипломатических лиц и почетных иностранцев, представленных к высочайшему двору.

В 1858 г. Экспедиция церемониальных дел была выведена из состава Особой канцелярии МИД и подчинена Министерству императорского двора. В ведении МИД оставили лишь отдельные вопросы протокольной тематики, которые курировал вплоть до 1917 г. Департамент внешних сношений (Второй департамент – с 1897 г.).

К 1913 г. у России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. – 102, в 1897 г. – 147, в 1903 г. – 173, к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

К 1920-м гг. международные протокольные нормы широко использовались в советской и российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов к официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Департамент государственного протокола (ДГП) в его нынешнем виде возник в 1995 г., когда было утверждено соответствующее Положение.

Его предшественником выступал Протокольный отдел МИД СССР, преобразованный в конце 80-х годов прошлого века сначала в Управление, а затем – Службу государственного протокола.

Отличительной особенностью ДГП является его встроенность – в качестве системообразующего элемента – в общую архитектуру государственного протокола Российской Федерации, которая включает в себя протокол Президента, протокол Председателя Правительства, протокол Государственной Думы, протокол Совета Федерации, а также соответствующие протокольные департаменты отдельных министерств и администраций субъектов Российской Федерации.

Порядок функционирования, а также взаимодействие между различными звеньями государственного протокола опираются на соответствующую правовую базу, в частности на основополагающий Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. № 291 о внешнеполитической службе, включая и ее протокольное направление.

Важной вехой на пути совершенствования российской протокольной практики стал принятый 16 сентября 2004 г. Указ Президента Российской Федерации №1183, которым не только регулируется проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и устанавливается протокольное старшинство официальных должностных лиц России.

Как составная часть государственного протокола страны, Департамент призван обеспечивать средствами и нормами дипломатического протокола подготовку и проведение внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, следить за применением единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.

ДГП вменяется также в обязанность надзор за соблюдением в России Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., в частности, таких ее аспектов, как вопросы иммунитетов, недвижимости, безопасности иностранных дипломатов, регистрации работников зарубежных диппредставительств. В общей сложности это более 12 тыс. аккредитованных в нашей стране дипломатов и сотрудников административно-технического персонала.

Департамент вносит существенный вклад в сопровождение внешнеполитической деятельности Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, работает в этой связи в тесном и постоянном контакте с соответствующими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации. Одновременно ДГП взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным аспектам, анализирует зарубежную протокольную практику, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

С течением времени совершенствовались методы и формы работы Департамента, менялось его организационное устройство. Наряду с традиционным направлением работы – организацией визитов, встречами и проводами делегаций, аккредитацией в Москве дипломатов и административно-технических сотрудников – неуклонно возрастал удельный вес аналитической деятельности, информационного обеспечения. Новое слово внесено в последние годы в работу с дипломатическим корпусом в Москве, которая стала более адресной и инновационной.

Источник https://dgp.mid.ru/stateprotocol/history.php

Share.

Comments are closed.