Пятница, 29 марта

О предстоящем рабочем визите в Россию Действующего председателя ОБСЕ, Министра иностранных дел Польши З.Рау

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

15 февраля в Москве Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел Польши Збигневом Pay, который прибудет в Россию с визитом в качестве Действующего председателя ОБСЕ.

Предыдущая встреча С.В.Лаврова с З.Рау состоялась в Нью-Йорке в сентябре 2021 г. «на полях» недели высокого уровня 76-й сессии Генассамблеи ООН.

Действующее председательство ОБСЕ, избираемое государствами-участниками Организации на один календарный год, отвечает за координацию действий и проведение консультаций по текущим делам, назначение глав полевых миссий и спецпредставителей по конфликтам и проблемным вопросам, проведение заседаний директивных органов и других мероприятий. Страна, берущая на себя ответственность возглавить ОБСЕ, обязана ориентироваться на консенсусные подходы, учитывать весь спектр мнений государств-участников и неукоснительно следовать мандату председательства, закрепленному в решениях СМИД в Порту 2002 г. о роли Действующего председательства и Постсовета № 485 от 2002 г. о публичных выступлениях от имени Организации.

В ходе переговоров предполагается обсудить текущие задачи ОБСЕ в трех измерениях безопасности – военно-политическом, экономико- экологическом и гуманитарном – и планы работы Организации в 2022 г.

Будут обсуждаться пути повышения эффективности ОБСЕ. Считаем, что давно назревшая реформа ОБСЕ должна быть направлена на обеспечение прозрачности и увеличение отдачи от работы Секретариата, институтов и полевых присутствий Организации, совершенствование методологии наблюдения за выборами, оптимизацию программы мероприятий и подготовки СМИД, балансировку трех «корзин», улучшение бюджетного процесса. Ее результаты могли бы стать важным элементом подготовки к 50-летию СБСЕ/ОБСЕ в 2025 г.

Состоится обмен мнениями о состоянии архитектуры евробезопасности. С российской стороны будет подчеркнута важность общего понимания имеющих определяющее значение для поддержания мира и стабильности в Европе принципа неделимости безопасности и обязательства не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств, закрепленных в основополагающих документах ОБСЕ – Хартии европейской безопасности, принятой на саммите Организации в Стамбуле в ноябре 1999 г., и Астанинской декларации встречи «в верхах» в декабре 2010 г.

Будут рассмотрены вопросы взаимодействия государств-участников в рамках Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, а также идущий в ОБСЕ с 2017 г. «структурированный диалог» по вызовам и угрозам безопасности, вклад этих форматов в дело восстановления доверия и деэскалации напряженности в Евроатлантике.

Заметное место в повестке дня переговоров займет тема повышения профиля ОБСЕ в борьбе с общими для государств-участников транснациональными угрозами (в т.ч. с учетом последствий афганского кризиса) – международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, вызовами при использовании ИКТ, трансграничной организованной преступностью. Стороны обсудят подготовку профильных мероприятий ОБСЕ, взаимодействие по этой проблематике с ОДКБ, СНГ и ШОС.

Министры уделят внимание вопросам экономико-экологического измерения ОБСЕ, среди которых – возможный вклад ОБСЕ в преодоление социально-экономических последствий коронавируса, включая восстановление пострадавших отраслей (в частности, туриндустрии), развитие торгово-транспортной взаимосвязанности в интересах сопряжения интеграционных процессов на пространстве ОБСЕ с перспективой формирования Большого Евразийского партнерства, сотрудничество по темам экологии и изменения климата, противодействия коррупции, развития цифровой экономики, научно-технической кооперации.

Состоится «сверка часов» по планам гуманитарных мероприятий ОБСЕ. Важно, чтобы в них нашли отражение приоритетные задачи защиты традиционных ценностей, прав детей, социальных и экономических прав, нацменьшинств, особенно их языковых, образовательных и религиозных прав, обеспечения свободы СМИ и доступа общественности к информации, противодействия попыткам героизации нацизма и фальсификации истории, борьбы с христиано- и исламофобией.

Предполагается рассмотреть вопросы, касающиеся содействия со стороны ОБСЕ урегулированию конфликтов на востоке Украины, в Нагорном Карабахе и Приднестровье, а также посредничество Организации в Женевских дискуссиях по безопасности и стабильности в Закавказье, ее деятельность на Балканах и в Центральной Азии.

Применительно к ситуации на Украине акцент будет сделан на работе Контактной группы, координируемой ОБСЕ, необходимости прямого диалога Киева, Донецка и Луганска как сторон конфликта в целях полного и последовательного выполнения минского «Комплекса мер». Состоится обмен мнениями о деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая призвана непредвзято следить за ситуацией в Донбассе и поддерживать соблюдение прав человека и нацменьшинств на всей территории страны. Беспристрастная работа Миссии в строгом соответствии с ее мандатом особенно востребована на фоне продолжающегося разгула агрессивного национализма, насильственной украинизации и нарушения языковых, образовательных и религиозных прав граждан, прежде всего русскоязычных. От СММ ждем тематических докладов о жертвах и разрушениях гражданской инфраструктуры за весь период конфликта, а также о проявлениях агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии.

Деятельность специализированных институтов ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Представителя по вопросам свободы СМИ) будет рассмотрена через призму соблюдения ими имеющихся мандатов и устранения нареканий в их адрес со стороны государств-участников. В части электоральной деятельности БДИПЧ Россия выступает за согласование в ОБСЕ единых стандартов мониторинга, которые применялись бы одинаково ко всем без исключения государствам-участникам Организации.

В отношении полевых присутствий ОБСЕ планируется обсудить возможности оптимизации реализуемых ими программ и проектов в соответствии с потребностями принимающих государств.

С российской стороны будет поставлен вопрос о необходимости повышения нашей кадровой представленности в структурах ОБСЕ.

Российско-польские отношения находятся в неудовлетворительном состоянии. По инициативе Варшавы с 2014 г. заморожен политический диалог, свернута работа основных механизмов двустороннего сотрудничества. Последняя полноформатная встреча министров иностранных дел двух стран состоялась в 2013 г. после этого были лишь краткие контакты «на полях» крупных международных мероприятий.

Искусственно нагнетаемая в Польше, в т.ч. усилиями официальных властей и СМИ, атмосфера враждебности к России, постоянные рассуждения о «российской угрозе», наращивание на наших границах собственного и натовского военных потенциалов – это не та атмосфера, в которой возможно выстраивание конструктивных взаимоотношений.

Такая ситуация не отвечает интересам обеих стран. Открыты к диалогу на основе взаимного учета интересов, однако, поскольку именно Варшава стала инициатором замораживания российско-польских контактов, инициатива их возобновления остается за ней.

Варшава проводит линию на переписывание истории, особенно периода Второй мировой войны. Главными постулатами польской исторической политики являются уравнивание СССР и гитлеровской Германии, тезис о «двух оккупациях» Польши (нацистской и советской).

В нарушение российско-польского межправсоглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 г. и норм морали в Польше продолжается уничтожение памятников советским воинам-освободителям, не связанных с захоронениями. Из 561 такого объекта, имевшегося по состоянию на 1997 г., осталось лишь около сотни. Регулярно фиксируются акты вандализма в отношении советских мемориалов – в 2021 г. стало известно о семи таких случаях. Как правило, польские власти виновных не находят.

Двусторонний товарооборот с Польшей за 11 месяцев 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 53,4 процента и составил 19,9 млрд долларов США. Российский экспорт в Польшу увеличился на 69,4 процента (до 14,6 млрд долларов США), а импорт – на 21,7 процента (до 5,3 млрд долларов США). Доля Польши во внешнеторговом обороте России составила 2,8 процента (11 место).

В конце декабря 2022 г. истекает действие т.н. «ямальского контракта» на поставку российского газа в Польшу. В соответствии с ним польская нефтегазовая компания «ПГНиГ» приобретает не менее 8,7 млрд м3 газа ежегодно на условиях «бери или плати». В ноябре 2019 г. «ПГНиГ» проинформировала «Газпром» и ее дочернюю компанию «Газпром экспорт» о своем нежелании продлевать действующий контракт. С 2023 г. польские власти намерены заместить российский газ поставками через территорию Дании с норвежского шельфа по строящемуся «Балтийскому трубопроводу» и увеличением объемов импортируемого СПГ из США и Катара.

Польша не прекращает попытки торпедировать запуск проекта «Северный поток – 2» и подорвать репутацию ПАО «Газпром» как надежного поставщика природного газа в Европу. На фоне развивающегося в Евросоюзе энергокризиса Варшава обвиняет «Газпром» в «манипуляциях» ценами на европейском газовом рынке и добивается от Еврокомиссии запуска антимонопольного разбирательства в отношении российского концерна. Польский энергетический концерн «ПГНиГ», в сентябре 2021 г. допущенный к участию в процедуре сертификации СП-2, стремится воспрепятствовать выдаче немецким регулятором разрешений, необходимых для ввода газопровода в эксплуатацию.

Источник: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1798305/?TSPD_101_R0=08765fb817ab2000b561abe28bd1e97b83c31a5d1f353e7e2a86682e8b23ee9bef0326e63f9b3b02083210d44b143000c4e1ef2f14ba7b56a22ace621d6849c6586444ae5457d4dd8f7a18f2a82c5478f8e875139bed666718325abb525d7bdb

Share.

Leave A Reply