Воскресенье, 14 апреля

К предстоящему участию Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в СМИД «Группы двадцати»

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

21-22 февраля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в СМИД «Группы двадцати» в Рио-де-Жанейро. Предстоящее заседание станет первой подобной встречей под бразильским председательством. Планируется, что в сентябре текущего года главы внешнеполитических ведомств соберутся вновь «на полях» сегмента высокого уровня ГА ООН, чтобы в расширенном составе – с подключением репрезентативной группы других государств – провести предметную «сверку часов» по стратегическим задачам выстраивания общего будущего человечества.

«Двадцатка» последовательно укрепляет свои позиции в качестве ведущего экономического форума и выступает по-настоящему авторитетной площадкой для равноправного диалога развивающихся и развитых государств. Россия приветствует курс данного объединения, во многом заданный последовательными председательствами с 2022 года стран с формирующимися экономиками, на отход от западноцентричной повестки в пользу полноценного учета интересов Глобального Юга и Глобального Востока.

Как известно, предыдущие «вахты» в «Группе двадцати» были успешно осуществлены Индией (2023 г.) и Индонезией (2022 г.). Важным достижением стало вступление Афросоюза в ряды постоянных членов «двадцатки» и принятие в 2023 г. Делийской декларации лидеров, в которой с подачи России и единомышленников нашли отражение многие принципиальные для новых полюсов силы вопросы. В частности, была зафиксирована необходимость возвысить голос развивающихся стран в системе глобального экономического управления, дать им в руки реальные рычаги управления процессами принятия решений. Одним словом, лишить Запад контрольного «пакета акций» и «мест в совете директоров» в Бреттон-Вудских учреждениях, ВТО и других структурах.

Успешный старт бразильского председательства обозначил востребованные приоритеты: борьба с неравенством во всех его проявлениях, демократизация международных институтов, придание импульса реализации Целей устойчивого развития. Россия поддерживает многие практические инициативы правительства Л.Лулы, такие как альянсы по борьбе с бедностью и голодом, а также мобилизации финансов на цели снятия климатической угрозы. Это – глобальные проблемы, которые затрагивают положение миллионов людей, стремительно усугубляющиеся под влиянием фрагментации мировой экономики и неисполнения международными донорами своих обязательств.

Запад не только пренебрегает обещаниями по официальной помощи развитию, взятыми на себя еще в 1970 г. и предусматривающими отчисление на эти нужды 0,7% ВВП, но и согласованными планами проинвестировать климатические действия. В действительности они практически не реализуются и подменяются лозунгами, а также лживыми призывами переложить ответственность на плечи частного сектора или заставить национальные правительства почти целиком нести данное бремя.

Это особенно заметно на примере Бреттон-Вудских учреждений, которые США и их союзники пытаются поставить исключительно на службу своих милитаристских устремлений. Одобренная в январе прошлого года программа помощи Киеву превышает полугодовой объем ссуд МВФ, составляя 15,6 млрд долл. США (577% квоты). В результате этих односторонних действий финансирование развития в других регионах мира, в частности в Африке, испытывает хронический дефицит.

В ходе предстоящего СМИД в дискуссионном поле будут находиться две ключевые темы – реформирование системы глобального управления и международная напряженность. Планируется изложить российские подходы о необходимости модернизации многосторонних институтов в соответствии с реалиями полицентричности. А именно – путем расширения представленности и укрепления позиций развивающихся экономик. Будет акцентировано внимание на необходимости корректировки деятельности Бреттон-Вудских учреждений с фокусом на скорейшее перераспределение голосующих квот МВФ в пользу стран Африки, Азии и Латинской Америки, а также восстановления полной дееспособности ВТО. Российская сторона намерена особо отметить неприемлемость бесконтрольного направления международных средств, предназначенных для содействия развитию, на финансирование конфликта вокруг Украины, в том числе в ущерб выполнению обязательств западных держав в отношении помощи нуждающимся государствам.

Также будет привлечено внимание к глобальным и региональным форматам, ориентированным на консенсус и подлинно равноправное сотрудничество, включая БРИКС, ШОС, СЕЛАК, ЛАГ и ЕАЭС, глубина интеграции в котором вышла на самый высокий уровень. В качестве председателя БРИКС в 2024 г. Россия планирует наладить тесное партнерство с «Группой двадцати» для достижения кумулятивного эффекта и дальнейшего укрепления голоса стран Глобального Юга и Востока в ведущих многосторонних структурах. Бразильцы, со своей стороны, инициативно пригласили Новый банк развития к участию в мероприятиях «двадцатки» в этом году.

В контексте геополитики будут представлены российские принципиальные оценки текущей международной обстановки: становление многополярного миропорядка приобрело устойчивый и необратимый характер; наблюдается последовательное перераспределение экономических потенциалов и центров деловой активности в сторону Глобального Юга и Востока; БРИКС выходит на лидирующие позиции по темпам роста, уже сейчас оставляя позади стагнирующие западные государства. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Россия вошла в «пятерку» крупнейших мировых экономик, стала номером один в Европе. Страны «семерки», как видно по Германии и Японии, напротив, постепенно утрачивают былое преимущество.

На этом фоне Запад стремится любой ценой сохранить доминирующие позиции на международной арене. В этих целях он последовательно препятствует развитию конкурентов, провоцирует очаги напряженности по всему миру. В послужном списке США и союзников – военные интервенции, прежде всего, под эгидой НАТО, разжигание протестных настроений и «цветных революций», и которые уже привели к катастрофическим разрушениям и массовым жертвам во многих странах (Афганистан, Сирия, Ирак, Украина и др.). Параллельно ведется целенаправленная работа по подрыву структурных опор миропорядка. Общепризнанные нормы международного права подменяются неким «порядком, основанном на правилах». Центральная роль ООН размывается за счет продвижения узких конъюнктурных форматов, объединяющих исключительно единомышленников Запада.

Отдельный пласт усилий Вашингтона и его сателлитов по нанесению «стратегического поражения» оппонентам связан с экономическими инструментами давления. В «классический» западный арсенал, использующийся, в том числе для противостояния с Россией, входят нелегитимные рестрикции, арест зарубежных суверенных активов, диверсии в отношении объектов критически важной инфраструктуры, в частности, газопроводов «Северный поток». Эти меры давления сопровождаются недобросовестной конкуренцией, введением эмбарго, извлечением односторонних выгод из привилегированного положения и рычагов влияния в системе глобального управления. Россия намерена вновь довести до партнеров по «двадцатке» свою принципиальную позицию о недопустимости задействования международных экономических механизмов как оружия и использования региональных вооруженных конфликтов в качестве инвестиции.

В ходе СМИД российская делегация намерена привлечь особое внимание партнеров к неприемлемости политизации «Группы двадцати», которая, согласно мандату, призвана концентрироваться строго на социально-экономических вызовах. «Двадцатка» не должна рассматриваться в качестве альтернативы СБ ООН, имеющего исключительные прерогативы по поддержанию международного мира и безопасности. Включение в повестку «Группы двадцати» с подачи Запада непрофильных проблем, в том числе украинского сюжета, – деструктивно. Это множит разногласия между участниками и отдаляет наш форум от востребованных достижений в сфере его компетенции.

Российская сторона подчеркивает настрой на активное участие в саммите «Группы двадцати» в Рио-де-Жанейро 18-19 ноября; рассчитывает, что указанная встреча лидеров пройдет на инклюзивной основе, с соблюдением базовых норм уважения национального суверенитета, иммунитета и привилегий всех глав государств-членов форума; указывает на недопустимость превращения процесса в рамках «двадцатки» в заложника нелегитимных попыток экстерриториального давления и принуждения и намерена решительно с этим бороться.

источник https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1933533/

Share.

Comments are closed.