Назначив на осень 2024 г. референдум о поддержке евроинтеграции, власти Молдовы рассчитывают получить от народа положительный ответ. Однако опросы показывают, что общество по-прежнему разделено по этому вопросу. На этом фоне в Европарламенте открыто шантажируют молдаван, грозя негативными последствиями для живущей в ЕС диаспоры в случае провала плебисцита. Кроме того, в Молдове ведут работу десятки западных НПО, а президент Майя Санду поддерживает тесные отношения с руководством объявленного нежелательным в РФ Фонда Сороса*. Как еще Запад вмешивается в избирательные процессы в Молдове, и зачем ему это нужно, проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Кому нужна евроинтеграция
Европейский путь Молдовы остается фактором разделения общества. Именно по этой причине в Брюсселе всячески поддерживают кандидатуру Майи Санду, понимая, что европейский вектор не является общим и единым выбором всего народа. С точки зрения Брюсселя, действующий президент показала себя как стойкий сторонник европейского курса. Там не скрывают, что именно результаты трех избирательных кампаний 2024-2025 гг. будут иметь значение для европейской интеграции страны. В октябре 2024 г. в Молдове состоятся президентские выборы и референдум о членстве в ЕС, а в 2025 г. – парламентские выборы.
Будущее евроинтеграции для Брюсселя уже давно не связано исключительно с экономическими реалиями. Скорее, оно обусловлено политическими задачами, причем, сопряженными с повесткой безопасности не столько ЕС, сколько НАТО. В последние годы в Европейском союзе значение Молдовы в контексте повестки безопасности серьезно выросло. В первую очередь – из-за украино-молдаво-румынского транспортного коридора, который используется, в том числе, для поставок продовольствия из Украины в ЕС.
Этим объясняется столь быстрое продвижение Молдовы по европейскому пути. Она подала заявку на вступление в ЕС в марте 2022 г., уже в июне получила статус кандидата, а в декабре 2023 г. начала официальные переговоры о вступлении. В марте 2024 г. состоялись переговоры о готовности Молдовы к членству.
Отношение ЕС к «европейскому курсу» Молдовы
Брюссель поощряет Молдову на этом пути. В частности, он похвалил судебную систему страны, которая после реформ якобы «соответствует европейским стандартам», присоединение к платежной системе ЕС, добровольное снижение тарифов на звонки в страны ЕС. Одновременно Молдову призвали усилить диалог по транспортному взаимодействию для обеспечения доставки продовольствия из Украины. Также ЕС и Молдова подтвердили сотрудничество в сфере обороны и безопасности. ЕС обязуется продолжать оказывать поддержку Молдове через Европейский фонд мира и Миссию партнерства ЕС в Молдове, постоянно говорит о гарантиях молдавской территориальной целостности.
Для окончательного урегулирования вопроса вступления в ЕС потребуется согласование не только со всеми государствами ЕС и собственным разделенным народом, который должен высказаться на референдуме в октябре, но и полная корректировка законодательного курса Молдовы в соответствии со всеми нормами ЕС. Но именно это шаг воспринимают в Брюсселе как гарантию выполнения Кишинёвом целей ЕС на постсоветском пространстве, прежде всего, связанным с отказом от России и сотрудничества с ней. И это притом, что обрушение энергетического диалога с Россией уже привело к кризису в стране.
В настоящее время в ЕС часто говорят о том, что только интеграция сможет защитить Молдову от некоего «гибридного» и «негативного» воздействия со стороны Москвы. Соответственно, любая оппозиционная партия воспринимается политикумом ЕС резко отрицательно.
Среди таких сил – блок «Победа» (коалиция партий, поддерживающих сотрудничество с Россией), а также региональные политические силы и правительства, например, Гагаузия. Именно их в Брюсселе обвиняют в разделении страны. Там ясно дают понять, что любой успех сил, настроенных на сотрудничество с Россией на предстоящих выборах, будет воспринят как блокировка европейского пути.
Почему ЕС поощряет интеграционные ожидания Молдовы
Сегодня Евросоюз отдает явное предпочтение постсоветским государствам на их европейском пути по сравнению с другими кандидатами. Страны пост-СССР по темпам евроинтеграционного процесса уже опережают балканские государства.
Насколько готов сам ЕС к расширению? Этот вопрос уже не принято обсуждать так активно, как раньше. Теперь есть политические задачи, которые необходимо выполнять. Ведь даже фактор значительного расширения Евросоюза в период с 2004 по 2007 г., когда в его состав вошли 12 государств, до сих пор не был качественно отработан институциональной структурой. Сейчас у ЕС появилась причина закрыть дебаты о расширении, ссылаясь на российскую угрозу.
Вместе с тем, молдавский кейс рассматривается вместе с украинским, а они – с постсоветским в целом, куда включают и Грузию, и Армению. Так что, вероятнее всего, Молдова ценна не сама по себе, а именно как элемент общей картины евроинтеграции постсоветского пространства, которую сейчас рисуют в Брюсселе. Интеграция этих стран рассматривается как укрепление ЕС, как фактор повышения его геополитического значения. Для ЕС это некий исторический шанс стать более привлекательным и мощным, обыграв таким способом Россию, и даже «утереть нос» США.
Реальные шансы
Сам процесс вступления Молдовы будет очень длительным, и в этом тоже прямо заинтересован Брюссель. Точная дата окончания процесса не определена и может откладываться. Тем более, вступление в любом случае не получится беспроблемным и гладким.
Страны-кандидаты постсоветского пространства, включая Молдову, не готовы стать членами ЕС. Они еще не выполнили все требования по реформам и приведению законодательных норм к коммунитарным стандартам. Остаются и институциональные проблемы включения. И тем более не ясно, почему Молдова должна вступить в ЕС раньше Украины, которая якобы доказывает свой европейский выбор на фронте. Да и вступление так называемых «проблемных демократий» также является вызовом для ЕС, и этот вопрос сложен для разных стран-членов.
Согласно данным Евробарометра, расширение поддерживают 53% граждан ЕС, то есть, всего чуть больше половины. Это чревато в будущем конфликтами и разногласиями. Например, в Австрии его поддерживают всего 29% граждан, а во Франции – 35%. Более всего в расширении заинтересованы в Польше (67%). Так что сохраняется вероятность применения вето одной из стран, тем более что такие примеры уже имели место.
Так была сформирована почти неразрешимая дилемма расширения ЕС на постсоветское пространство. Единственный способ что-то объяснить населению – делать упор на угрозы безопасности со стороны «агрессивной» России. Сейчас для ЕС важно не отпугнуть Кишинев, сохранить доверие к будущему членству, но при этом растянуть сам процесс вступления.
Что не так с еврореферендумом
До сих пор неясно, будет ли вообще необходимая явка на выборы президента и референдум. Например, референдум, проходивший в 2010 г. по вопросу изменения президентских выборов, был провален из-за низкой явки. В Молдове наблюдаются серьезные региональные различия в отношении к России, нельзя забывать и про приднестровский фактор. Если голосование пройдет успешно, и явка избирателей превысит 33%, интеграция в ЕС будет объявлена «стратегической целью Республики Молдова».
Но для Санду референдум – это способ подавить оппозицию, сплотить проевропейские силы под своим крылом и сохранить позиции, хотя эта идея может и не воплотиться.
Действующим президентом недовольны не только в Гагаузии, но и те, кто ее ранее поддерживал, включая соратников и союзников по проевропейским позициям (например, лидер «Нашей партии» Ренато Усатый и многие другие). Кроме того, референдум будет проведен в ходе президентских выборов, а поскольку против Санду настроены многие политики, он может не получить достаточной поддержки. Ведь референдум связывают с личностью действующего президента, желающей забрать лавры главного евроинтегратора.
В настоящее время уже ясно, что претендентов на пост президента будет более 10 человек. Среди них – лидер Партии развития и объединения Ион Кику, председатель Национального конгресса промышленников и предпринимателей республики Василий Тарлев и глава проевропейской Либерально-демократической партии Владимир Филат. Объявил об участии в президентской кампании и бывший генпрокурор страны Александр Стояногло, которого поддержали социалисты. Ранее он был подвергнут аресту за то, что отказался использовать репрессивный механизм против лидеров оппозиции.
Число сторонников Санду сокращается и среди населения страны. В частности, по данным румынской компании Independent News, против ее переизбрания высказывается уже почти 60% респондентов. Люди живут в реальности, а не в будущем. И им надо оплачивать счета сейчас, а не потом, когда страна войдёт в ЕС и вдруг каким-то странным образом превратится в чудесный цветок из европейского сада, а все проблемы решатся сами собой. Поэтому неудивительно, что все время президентства Санду в стране проходят массовые протесты. В ответ президент начала запрещать «пророссийское вещание», проводить задержания активистов, возбудила уголовное дело против главы Гагаузии Евгении Гуцул и даже ограничила финансирование региона.
***
ЕС – это не райский сад, а страны ЕС входят в блок НАТО, который проводит агрессивную политику против России, используя страны бывшего СССР. Так они превращаются в разменную монету. Граждане Молдовы это чувствуют, поэтому не поддерживают вступление в НАТО. А это мнение уже показывает, что не так все просто с евроатлантической ориентацией молдавского народа. Тем более что более 60% населения выступают против антироссийских санкций.
Молдаване голосуют и ногами – уезжают из страны. Это обстоятельство готовы использовать в правительстве, открывая избирательные участки за рубежом, но только не в России, что ограничивает гражданские права молдаван. Так что, сейчас уже трудно рассчитывать на абсолютную поддержку обществом идей Санду. Следует ожидать сокращения поддержки ее партии партии «Действие и солидарность» в следующем году. В ЕС невозможно войти с идеей «мира и стабильности». Уже нет.