Вторник, 10 сентября

Развитие Северного морского пути – миссия эпохи

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

СМП должен стать главной водной магистралью, связывающей Европу с Азией, и принести экономике России 30 триллионов рублей добавленной стоимости до 2035 года. При этом, развивая морскую инфраструктуру, необходимо позаботиться о том, чтобы Арктика стала комфортной не только для бизнеса, но и для жизни людей.

Лидерство должно продолжаться

В Архангельске прошел II Форум «Арктика – Регионы», собравший более тысячи делегатов из 40 российских регионов и зарубежных стран. Участники обсудили потенциал арктических территорий, развитие минерально-сырьевой базы и портовой инфраструктуры, международное сотрудничество. Ключевым событием деловой программы стало пленарное заседание «Арктика – на шаг впереди».
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, выступая по видео-конференц-связи, напомнил, что Россия занимает лидирующие позиции в мире в освоении Севера и Арктики на протяжении уже 500 лет, и так, по его словам, «будет продолжаться всегда».

«Сегодня мы являемся участниками создания новой главы в развитии мировой Арктики, – отметил глава министерства. – Половину мировой Арктики занимает Арктическая зона РФ. С 2020 года утверждены и реализуются одобренные президентом стратегические документы: «Основы государственной политики в Арктике» и «Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года». Наши стратегические приоритеты: обеспечение суверенитета, развитие стратегической ресурсной базы и Северного морского пути, сохранение экологического баланса и, конечно, самое важное, повышение качества жизни людей. Тех, кто своими руками создает благополучие в Российской Арктике, связывает свою судьбу, создает и расширяет свои семьи на Русском Севере».

В регионе создана крупнейшая в мире свободная экономическая зона площадью почти 5 миллионов квадратных километров. Реализуются почти 900 инвестиционных проектов объемом 2 триллиона рублей. Фактически инвестированы более 600 миллиардов рублей, создано 16 тысяч новых рабочих мест. Действуют две территории опережающего развития. Так, уже принято решение Правительства России о создании новой ТОР – «Столица Севера» в Архангельской области.

Рекорды еще впереди

Большие арктические перспективы связаны с развитием Северного морского пути. Разработан план до 2035 года, включающий более 150 мероприятий для создания полноценной инфраструктуры на СМП.

Алексей Чекунков отметил, что в прошлом году по Севморпути перевезен рекордный объем грузов – более 36 млн тонн. К 2035 году этот показатель должен превысить 200 млн тонн. Реализация плана развития СМП принесет экономике России 13 трлн рублей налоговых поступлений и более 30 трлн рублей добавленной стоимости.

«Это особенно важно в условиях ограниченности пропускной способности традиционных наземных маршрутов, которые связывают Европу и Азию: в первую очередь, речь идет о железнодорожных путях – БАМе и Транссибе. Очевидно, что их мощностей недостаточно, и, даже с учетом целей к 2032 году увеличить до 270 млн тонн (пропускную способность. – Прим. ред.), без полноценного развития Севморпути, без обеспечения круглогодичной навигации полноценно раскрыть возможности российской экономики невозможно», – заявил глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Архангельск – логистический центр нового уровня

Как отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, геополитические тенденции поднимают на новый уровень актуальность международного сотрудничества арктических регионов с дружественными странами. Бизнес региона, долгие годы ориентированный на европейские рынки, теперь направлен на расширение партнерских отношений с азиатскими странами. Например, сегодня около 60 % продукции лесопромышленного комплекса, наиболее пострадавшего из-за секторальных санкций, поставляется в страны Юго-Восточной Азии, в том числе 57 % – в Китай. При этом уже в текущем году объем экспорта продукции ЛПК в восточном направлении демонстрирует устойчивый рост.

«В среднесрочной перспективе наши предприятия планируют наращивать экспорт пиломатериалов в Турцию и Индию, фанеры – в Египет и страны ближнего зарубежья. Серьезную работу мы ведем и в направлении экспорта продукции глубокой переработки древесины», – сказал Александр Цыбульский.

Также глава Архангельской области подчеркнул важность развития совместного научно-исследовательского и инновационного потенциала, участия в энергетических, инфраструктурных проектах, в том числе в сфере морской логистики.

«Арктические моря сегодня являются важнейшей ареной, где решаются вопросы обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее экономических, политических и военных интересов, не говоря уже об их огромной важности для решения вопросов продовольственной безопасности. В этом контексте становится особенно актуальным использование возможностей Северного морского пути», – заявил губернатор.

Он назвал развитие СМП как основной национальной транспортной артерии миссией эпохи. При этом вложения в морскую инфраструктуру, в отличие от тех же железнодорожных перевозок, по словам Цыбульского, дадут более быструю отдачу и почти безграничные возможности для наращивания товарооборота с зарубежными странами.

Сегодня крупные международные логистические компании в связи с ростом издержек на перевозку грузов и обострением ситуации в Красном море вынуждены прокладывать морской маршрут вокруг мыса Доброй Надежды, минуя Суэцкий канал. Такой маршрут из Санкт-Петербурга в Китай составляет 90 дней. В то же время порт Архангельск находится ближе всех остальных арктических портов к центру России, а маршрут от столицы Поморья, например, до Китая по СМП составляет всего 22 дня.

Спрос со стороны грузоотправителей на использование порта Архангельск в логистических цепочках растет как в западном, так и в восточном направлении по Северному морскому пути. По словам губернатора, уже в ближайшие три-четыре года действующие портовые мощности будут полностью загружены. На это повлияют такие факторы, как субсидирование каботажных перевозок, перенаправление более 1 млн тонн минеральных удобрений российских производителей для перевалки через морской порт Архангельск в страны Африки, Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организация регулярной контейнерной линии из портов КНР в морской порт Архангельск. Кроме того, достигнуты договоренности с Республикой Беларусь об организации перевозок белорусского экспорта по СМП.

Наращиванию грузооборота будет способствовать реализация комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, утвержденного Правительством РФ. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей инфраструктуры, так и по созданию принципиально новых объектов, таких как строительство глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря.

Инвестиции в Арктику

Развитие Арктической зоны напрямую связано с привлечением капитала крупных инвесторов. Одним из эффективных инструментов является специальный преференциальный режим резидентства АЗРФ, который гарантирует инвесторам получение налоговых льгот, земельных участков без торгов, таможенных преференций.
В Архангельской области на сегодняшний день зарегистрировано 226 резидентов с плановым объемом инвестиций свыше 140 млрд рублей и созданием более 7000 новых рабочих мест. В экономику региона фактически привлечено 24,9 млрд рублей, создано около 3,5 тысячи рабочих мест. Вместе с тем губернатор Архангельской области выступил с предложением пересмотреть условия резидентства в Арктической зоне.

«Мы видим сегодня, что многие предприятия начинают идти по пути перерегистрации в преференциальных режимах, до этого занимаясь довольно эффективной и прибыльной деятельностью с экономической точки зрения. Мне кажется, что здесь нам надо вспомнить о том, что изначально все преференциальные режимы, начиная от особых экономических зон, территорий опережающего развития, резидентства в Арктической зоне, были задуманы как инструменты создания новых экономических активностей, новых предприятий, новых производств. Вот это очень важно помнить и не делать это инструментом для ухода от нормального стандартного налогообложения. Уверен, что я отражаю мнение всех арктических губернаторов в этой части», – сказал Александр Цыбульский.

Важнейшими с точки зрения роста инвестиционной активности станут проекты, включенные в мастер-план развития Архангельской агломерации, и решения по созданию территории опережающего развития «Столица Севера».

«Всех планирующих инвестировать в экономику Архангельской области, создавать здесь новые производства я призываю этим очень выгодным режимом воспользоваться и стать резидентами создаваемой территории опережающего развития», – сказал Александр Цыбульский.

Он также подчеркнул важную роль строительства межвузовского кампуса мирового уровня «Арктическая звезда», который появится в 2027 году в Архангельске и позволит развивать науку, исходя из реальных запросов бизнеса.

«Сейчас роль Арктики в ВВП нашей страны оценивается в 15 %. Если рассматривать процент населения, то он составляет 1,4 % (около 2,5 млн россиян). Получается, производительность труда людей, работающих в Арктике, на порядок выше, чем в среднем по стране», – Владимир Панов, специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики.

Инфраструктура для жизни и бизнеса

Успешное привлечение кадров в Арктику напрямую связано с созданием комфортных условий для жизни людей. Поэтому при разработке мастер-плана власти региона делают особый акцент на строительстве нового современного жилья и всей необходимой социальной и досуговой инфраструктуры. Так, уже подписано соглашение о возведении нового микрорайона общей площадью жилья 1,128 млн кв. м, который станет полноценным городом-спутником Архангельска.

Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов напомнил, что для планирования инвестпроектов важна доступная энергетика. «Росатом» сегодня реализует сразу несколько проектов малой генерации в Арктике – в Якутии и на Чукотке. Создание локальных АЭС позволяет обеспечить светом и теплом территории, где строительство больших электростанций затруднительно. Владимир Панов отметил, что подход к вопросу энергообеспечения в Арктике сегодня изменился: раньше действовал принцип: «Сначала месторождение – потом энергетика», сейчас – наоборот.

Не только строить флот, но и ремонтировать

Рост грузопотока по воде требует увеличения флота и мощностей по строительству судов. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) до сентября 2024 года должна определиться с местом строительства новой крупнотоннажной верфи. Среди потенциальных площадок – Мурманская и Архангельская области. Заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию АО «ОСК» Василий Бойцов отметил, что перспективным для Арктики является развитие водородных технологий, поскольку суда на таком топливе являются экологически нейтральными.

Говоря о строительстве судов и новых верфей, нельзя забывать и про существующий флот, вопрос обслуживания и ремонта которого остается без должного внимания. На эту проблему указал генеральный директор Российского морского регистра судоходства Сергей Куликов.

«Судовладельцы, не имея сегодня достаточных судоремонтных мощностей в Арктической зоне, вынуждены гонять свой флот на большие расстояния, в том числе в Китай, Турцию, на Северо-Запад России – в Санкт-Петербург, чтобы провести ремонт. Это потеря времени и денег, поэтому сейчас надо говорить о доковых программах, о судоремонтных мощностях, которые, несомненно, должны появиться и в Мурманске, и в Архангельске, и на Дальнем Востоке», – заявил спикер.

Источник

sectormedia.ru

Share.

Comments are closed.