1 сентября — особенный день для миллионов школьников и студентов, родителей и учителей на всем постсоветском пространстве.
День знаний символизирует начало нового учебного года, полного открытий, возможностей и новых встреч. Таджикистан и Россия достаточно тесно сотрудничают в сфере образования, поскольку молодежь двух стран воспитывается в условиях единого менталитета с сохранением традиционных ценностей.
В этот день мы пообщались с выпускниками российских вузов об их воспоминаниях, планах и достижениях, а также изучили ряд наиболее популярных российско-таджикских образовательных инициатив.
Теплые воспоминания
Россия уже давно способствует развитию перспективной молодежи Таджикистана. Эта помощь заключается в предоставлении квот на обучение в вузах, при этом количество квот растет каждый год. Сергей Прошкин, выпускник РТСУ. Спустя год после получения диплома бакалавра он пришел к решению продолжить обучение: “Тогда то я и узнал о возможности поступить в вузы России по квоте Министерства образования РФ. Сдав все необходимые экзамены и пройдя вступительные испытания в Россотрудничестве, я успешно прошел отбор и поступил в РУДН на направление «Реклама и связи с общественностью». РУДН занимает лидирующие позиции в российских и международных рейтингах, а выпускники работают почти во всех странах мира”.
Выбор направления был не случаен. Еще во время студенчества в Душанбе, он подрабатывал в рекламном агентстве и всегда тяготел к рекламе, коммуникациям, организации крупных мероприятий, взаимодействию со СМИ и продвижению брендов.
“Стоит отметить, что большая часть преподавателей в РУДН – практики: сотрудники крупных компаний, топ-менеджеры, которые на реальных примерах раскрывали темы лекций. А на парах мы решали реальные кейсы, которые в дальнейшем реализовывали. В университете проходило больше количество мастер-классов, лекториев, семинаров от ведущих топ-менеджеров. Это хорошая возможность нетворкинга и возможность узнать больше о будущей профессии. Учеба в РУДН – это возможность не просто выучить иностранный язык, но и ежедневно общаться с носителями. Так в университете учатся студенты из 160 стран, что позволяет обзавестись друзьями почти со всех континентов.
Учеба за границей, это возможность проверить себя на прочность, насколько ты готов к самостоятельной жизни. Это новые вызовы не только в учебе, но и быту, которые в дальнейшем дадут свои плоды” – вспоминает выпускник. В настоящее время Сергей продолжает развиваться в профессии и работает по специальности в Москве.
Обиджон Каюмов, выпускник магистратуры Института космических и информационных технологий СФУ в Красноярске, родом из города Истаравшан. Несмотря на то, что его основной специализацией являются технические науки, в России он смог раскрыться еще и как музыкант.
Обиджон вырос в семье, где очень ценилось образование. “Отец — ученый-агроном, а мать — учительница младших классов. Мои родители всегда говорили, что лучшая инвестиция — это инвестиция в знания. Именно поэтому я поступил в Красноярск и проучился там с первого курса”, — рассказывает Обиджон.
Обиджон признается, что учеба в России стала для него важным этапом, который открыл множество возможностей для саморазвития и творчества: “В России у меня появилась возможность не только получить качественное образование, но и раскрыть свои творческие способности”. Сейчас Обиджон преподает игру на гитаре и пишет свои собственные песни.
Однако путь к успеху был непростым: “Хотя я с детства изучал русский язык, по приезду в Россию у меня возникли трудности. Я часто запинался, забывал слова и неправильно их произносил, что негативно сказывалось на моей уверенности”, — вспоминает Обиджон. Всё изменилось, когда он вступил в клуб авторской песни “Бомбардировщики”. Благодаря поддержке друзей и наставников, он смог преодолеть языковой барьер, улучшить свою дикцию и стать частью русскоязычного сообщества. Обиджон отмечает, что Россия стала для него местом, где он смог реализовать свои амбиции.
Сегодня Обиджон Каюмов — не только музыкант и композитор, но и программист с глубокими знаниями в своей области, а также боксер, который продолжает заниматься спортом. Его история — пример того, как увлечение может перерасти в профессию, а учеба в России может стать ключом к самореализации и успеху.
Развитие подрастающего поколения
Наши страны прививают новому поколению любовь к знаниям, развивают творческие навыки и ответственность. На важном месте стоят и традиционные ценности, в том числе семейные, дружеские, патриотические. Все эти моменты не обходят стороной и совместные российско-таджикские школы, которые были открыты в республике 2 года назад. Сейчас в них обучаются почти 5 тысяч школьников по российским стандартам с учетом национальной программы. Ученики изучают таджикский язык, историю и географию Таджикистана. В планах у правительства РФ построить в Таджикистане образовательный центр для одаренных детей.
Одним из преподавателей российско-таджикской школы в Душанбе им. Ю. Гагарина является Сиёвуш Джалилов. Он, как старший вожатый и сотрудник воспитательного блока, который активно курирует и организует волонтёрскую деятельность, стремится раскрыть потенциал каждого ученика. «Учитель — это творец Человека, и я стараюсь соответствовать этому идеалу», — говорит Сиёвуш Джалилов.
За прошедший год в школе под его руководством было организовано множество мероприятий, направленных на воспитание у учащихся активной жизненной позиции и развитие их творческих и социальных навыков. “В рамках проекта “Волонтёры Победы” наши ученики участвовали в уборке и очистке русского кладбища, встречали и поздравляли ветеранов, проводили акции “Георгиевская ленточка” и “Окна Победы”. Эти мероприятия не только воспитывают чувство патриотизма, но и позволяют ребятам осознать значимость истории и наследия нашей страны”, — рассказывает Сиёвуш Джалилов.
Одним из самых значимых событий года стал проект “Большая Перемена”, где школьники самостоятельно выбирают направление и готовят социальные проекты: “В этом году наш ученик Фарзин Нусайриев стал лауреатом первой степени, представляя Таджикистан среди участников из 30 стран. Этот успех стал возможным благодаря поддержке педагогов и руководства школы”, — делится молодой преподаватель.
Кроме того, в школе активно работает Школьный Орган Самоуправления “Восток” и отделение ЮнАрмии. Особенное внимание в школе уделяется организации мероприятий во время четвертных каникул. «Ребята сами планируют досуг, организовывают активные мероприятия для своих сверстников. Это важная часть их развития, ведь они учатся брать на себя ответственность и организовывать других», — говорит Сиёвуш Джалилов.
За прошедший год школьники участвовали в таких мероприятиях, как День учителя, День Конституции РФ и РТ, празднование Нового года, организация “Новогодней лавки Чудес”, праздники Навруз и 9 мая, а также встречи с высокопоставленными гостями.
Сиёвуш Джалилов также активно участвует в различных российских молодежных проектах, где представляет Таджикистан в качестве педагога-наставника и лектора: “В проекте “Непокоренные” я увидел, как значимы наставники для успеваемости учащихся. А проект “Живая классика” каждый раз открывает для меня новые грани русской литературы”.
В школе имени Юрия Гагарина в Душанбе в течение года прошло множество значимых мероприятий. Одним из событий стала лекция, посвященная Дню флага Российской Федерации, которая состоялась 22 августа. Еще одним важным событием стал открытый чемпионат города Душанбе по плаванию, в котором ученики школы продемонстрировали свои спортивные достижения. Еще одним событием стало участие учеников школы в международной акции «Пушкинский диктант-2024». Два ученика школы вошли в топ-160 полуфиналистов конкурса «Научная Вселенная», что стало еще одним доказательством высокого уровня подготовки.
На первом педагогическом совете нового учебного года директор школы Владимир Гудков обозначил основные задачи и направления работы на 2024-2025 учебный год, подчеркнув важность создания условий для всестороннего развития учеников. Он также отметил высокие достижения школы в прошлом году, которые стали возможными благодаря слаженной работе педагогического коллектива и активному участию самих учеников.
Образование — это ключ к будущему. Совместные образовательные проекты и инициативы, такие как российско-таджикские школы и квоты на обучение в России, играют важную роль в развитии молодежи и формировании нового поколения, способного успешно отвечать на вызовы современного мира.
Источник: dialog.tj