Понедельник, 14 октября

Интервью и.о. Постоянного представителя России при ЕС К.М.Логвинова интернет-изданию «Лента.ру», 3 сентября 2024 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: Несколько дней назад во Франции был задержан основатель Telegram Павел Дуров. При этом у Европейского союза также были претензии к работе мессенджера. Как в Брюсселе отреагировали на задержание?

Ответ: На само задержание в Брюсселе никак не отреагировали. На запросы журналистов еврочиновники отвечали, что не комментируют ведущиеся в государствах-членах расследования. Согласитесь, показательно, как есовцы избирательно подходят к разным странам – чьим-то заявлениям или решениям спешат дать свои оценки, по другим предпочитают хранить молчание.

Дискуссия в Брюсселе развернулась вокруг вопроса соблюдения Telegram есовского Закона о цифровых услугах. Не так давно Евросоюз решил законодательно оформить правила, которым онлайн-игроки должны следовать на его территории. В случае крупных онлайн-платформ, к которым, естественно, предъявляются более жёсткие требования по модерации контента (свыше 45 млн пользователей в ЕС), контроль за соблюдением осуществляет Еврокомиссия. У неё есть сомнения насчёт достоверности предоставленных Telegram данных о количестве своих пользователей.

В целом же ситуации с П.Дуровым и с владельцем соцсети «Х» И.Маском демонстрируют, как в ЕС создают по сути контролируемую информационную систему. Причём логика такова, что в дальнейшем эта медиасреда должна будет заниматься автоцензурированием и авторегулированием без непосредственного участия Брюсселя.

Вопрос: Как в Европейском союзе отреагировали на наступление Вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курской области?

Ответ: Реакцию сложно передать иначе – есовцы в антироссийском порыве сорвались с цепи. Брюссель в очередной раз подтвердил, что в «крестовом походе» против России оправдано абсолютно всё, даже обыкновенный терроризм.

Вопрос: Как в Европейском союзе изменилось отношение к финансовой поддержке Украины после начала боев в Курской области?

Ответ: По сути никак. Финансовая поддержка уже расписана на годы вперёд и не зависит от происходящего «на земле». По логике Брюсселя, есовские деньги идут на реализацию общей для Украины и Евросоюза цели – нанесение «поражения» России. Для есовцев эта задача носит долгосрочный характер, а украинцы, которых толкают к самоубийству, являются лишь исполнителями западных замыслов.

Вопрос: О чем, на Ваш взгляд, говорят слова Жозепа Борреля, который выступил в поддержку отмены любых ограничений на удары по территории России, полагая, что это защитит киевский режим и «приблизит мирные переговоры»?

Ответ: Данное и другие аналогичные заявления показывают степень антироссийского маразма, в который впало есовское руководство. Слова Ж.Борреля однозначно свидетельствуют о том, что Евросоюз вступил в стадию перехода от противостояния к прямой военно-политической конфронтации с Россией. И от нас, работающих за рубежом дипломатов, требуется сделать всё возможное, чтобы купировать потенциально катастрофические последствия подобного курса.

Вопрос: А как поддержка Украины воспринимается теперь самими европейцами? Этот вопрос представительство изучает в рамках своей деятельности?

Ответ: Откройте местные СМИ и Вы сразу поймёте, что простые европейцы живут в условиях информационной блокады. Посыл один – режим Зеленского во благо безопасности ЕС борется с «российской угрозой». Любые проблемы, возникающие в Европе (продовольственные, энергетические, теперь уже даже миграционные), объясняются «происками Москвы», а не негативными последствиями антироссийских санкций или бесконтрольной поддержкой Киева. Всё, что не соответствует западному мейнстриму, автоматически получает есовский ярлык «дезинформации» или «кремлёвской пропаганды». Иными словами, с помощью цензуры формируется искажённая, отвечающая глобалистским интересам картина мира. И это касается всего, не только Украины. Отсюда одна из задач информационной политики Постпредства – предоставление европейской общественности возможности самим анализировать и делать выводы о российских подходах к тем или иным вопросам.

Вопрос: Как в целом изменилась позиция Европейского союза по Украине и России за то время, что прошло с момента нашего последнего разговора?

Ответ: За истекший год антироссийский курс продолжил усиливаться и, похоже, своего апогея ещё не достиг. Киев же как был, так и остался для Евросоюза инструментом его политики конфронтации с Россией.

Вопрос: Какие сценарии окончания боевых действий теперь видят в Европейском союзе? Через Вас европейские политики пытались узнать отношение России к возможности запуска переговорного процесса?

Ответ: Сегодня абсолютно все заявления и действия евробюрократии направлены на дальнейшую эскалацию напряжённости с Россией, включая подготовку к прямому вооружённому конфликту. Евросоюз одержим гибридным противостоянием с нами. Сценарий один – «война до последнего украинца». Наши же подходы к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса, изложенные Президентом России 14 июня 2024 г., есовцам хорошо известны.

Вопрос: По итогам выборов в Европарламент Урсула фон дер Ляйен еще на пять лет останется главой Европейской комиссии. Что нового Вы ждете от ее второго срока?

Ответ: Я бы сказал – вопреки итогам выборов в Европарламент. Ведь значительное число избирателей выразили своё негативное отношение к политике, которую на протяжении последних пяти лет проводила Еврокомиссия во главе с У.фон дер Ляйен. Однако есовская политическая система устроена таким образом – имею в виду, прежде всего, отсутствие возможности напрямую избирать руководство ЕС – что протестные настроения могут не учитываться.

Полагаю, что второму сроку полномочий У.фон дер Ляйен будет свойственен крайне жёсткий бескомпромиссный стиль управления. Многое, если не сказать всё, в Брюсселе будет подчинено мировоззрению немки, и буквально в каждом вопросе она будет готова идти до конца. Любые попытки европейских политиков представить альтернативную точку зрения на решение поставленных главой Еврокомиссии задач будут трактоваться как отход от «генеральной линии» и поползновение на подрыв есовского единства.

Одним из наиболее важных приоритетов У.фон дер Ляйен, безусловно, станет реформирование ЕС. Речь идёт о дальнейшем перераспределении компетенций в пользу евробюрократии с выходом на изменение принципа принятия решений: от консенсуса в пользу квалифицированного большинства. Процесс непростой. Однако под предлогом «Евросоюз в опасности» брюссельская бюрократия сделает всё возможное, чтобы додавить евростолицы в ущерб национальным интересам последних. И это станет решающим шагом на пути узурпации власти есовскими институтами и превращения Евросоюза в централизованное псевдогосударство под авторитарным руководством У.фон дер Ляйен.

Для России ровным счётом ничего не поменяется: противостояние нашей стране провозглашено залогом успеха дальнейшего развития проекта евроинтеграции. Немка стояла у истоков очередного «похода на Восток». Полный крах изначальных планов Брюсселя по нанесению нам «стратегического поражения» заставил Еврокомиссию под началом У.фон дер Ляйен бросить все имеющиеся в распоряжении блока ресурсы – торгово-экономические, внешнеполитические, информационные и, наконец, военные – на конфронтацию с нашей страной. Поэтому нет оснований сомневаться в том, что новая Еврокомиссия продолжит делать ставку на долгосрочное противодействие «российской угрозе».

Вопрос: Пост Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности должна занять бывшая премьер-министр Эстонии Кая Каллас, известная своей антироссийской риторикой. Как Вы считаете, с ней возможно выстроить диалог? Что Вы думаете об этом назначении?

Ответ: В контексте К.Каллас вспоминается, как сразу после расширения ЕС в 2004 г. т.н. староевропейцы пытались убедить нас в том, что поляки, прибалты и прочие «новички» со временем забудут свои исторически обиды, остепенятся и осознают, что с Россией лучше взаимодействовать, нежели «быть на ножах». Даже тогда всё это звучало из их уст не столько наивно, сколько наигранно. Мы в подобные «прогнозы» изначально не верили и открыто предупреждали о возможных последствиях возникновения ситуации, когда находившиеся в поиске национальной самоидентичности государства бывшего соцлагеря и три советские республики начнут играть определяющую роль в есовской политике на российском направлении.

Так и произошло: именно эти страны – подчеркну, задолго до СВО – принялись серьёзно корректировать курс Брюсселя применительно к России. Впрочем, справедливости ради замечу, что нередко западноевропейские государства неоднократно использовали антироссийские настроения в стане «новичков» в качестве «прикрытия» собственных корыстных интересов.

Во многом из-за длящейся уже два десятилетия трансформации политики Брюсселя на российском направлении стало возможно появление восходящей есовской звезды К.Каллас. В качестве других предпосылок можно назвать полную утрату Евросоюзом какой-либо внешнеполитической самостоятельности. Как говорится, К.Каллас оказалась в нужное время в нужном месте, и Европарламенту будет трудно её не утвердить. Одновременно в последнее время наблюдается серьёзная деградация евродипломатии, и эстонка является своего рода олицетворением данного процесса, который ещё далёк от завершения.

Мы рассматриваем назначение К.Каллас как русофобом больше, русофобом меньше. Отсюда наши ожидания от её появления в Брюсселе – ужесточение риторики в адрес России (и не только), дальнейшее превалирование идеологии над внешнеполитическими интересами евростолиц, неспособность объективно воспринимать происходящие в мире трансформационные процессы.

Вопрос: При этом на выборах в Европарламент усилились правые партии, по инициативе премьер-министра Венгрии В.Орбана сформировалась новая фракция евродепутатов «Патриоты за Европу». Как они взаимодействуют с постоянным представительством России? У них есть нацеленность на возобновление диалога?

Ответ: Сразу хочу оговориться: в Европарламенте правые партии, действительно, усилили свою представленность, но не позиции, поэтому я бы не стал преувеличивать значение формирования новых фракций. В целом же европейской элите удалось сберечь имеющийся в Европарламенте политический ландшафт с сохранением центристского большинства. Именно это позволило ей переназначить «единого кандидата от евробюрократии» на пост главы Еврокомиссии. Кроме того, напомню, что уже в первые часы своей работы Европарламент нового созыва принял резолюцию по Украине, тем самым поспешив присягнуть на верность взятому Брюсселем курсу на безоговорочную поддержку Киева. Иными словами, ни одна из евродепутатских групп – будь то правая или левая – не сможет изменить существующий механизм по штамповке отвечающих интересам есовского мейнстрима решений.

Понятно, что это не исключает наличие среди европарламентариев тех политиков, которые уже давно осознают очевидное: продолжение конфронтации с Россией ведёт Евросоюз к разрушению. Однако даже любые публичные попытки призвать задуматься о подобных негативных для всего европроекта последствиях – я уже не говорю о призывах к диалогу с нами – расцениваются в Брюсселе как проявление «инакомыслия», борьба с которым здесь будет только нарастать.

Безусловно, мы открыты для обмена мнениями с теми, кто готов нас услышать. Однако обстановка вокруг российской дипмиссии такова, что любой контакт с нами может означать для того или иного евродепутата «политическую смерть». К сожалению, это не наши фантазии, а некоторые результаты той «охоты не ведьм», которая велась в Европарламенте, прежде всего, накануне июньских выборов.

Вопрос: С июля и до конца года председательство в Совете ЕС занимает Венгрия. Насколько это изменило внешнюю политику Европейского союза по отношению к России и взаимодействие с Вами?

Ответ: Начну с того, что до момента, как евроинституты под предлогом начала СВО не отказались от диалога с нами в Брюсселе, Постпредство каждые полгода проводило рабочие встречи с дипмиссией страны, которая заступала на евровахту. Небезынтересный опыт. Нам это позволяло дополнительно разъяснить российские подходы к международным и региональным вопросам, а также лучше понять приоритеты того или иного председательства в Совете ЕС. Иногда удавалось снимать некоторые раздражители в отношениях – в последнее десятилетие они возникали всё чаще по одной простой причине: западники не могли простить нам, что Россия не соответствует их «представлениям о жизни» и следует путём, который отвечает её национальным интересам.

Последняя такая встреча состоялась в конце ноября 2021 г. с французами и, честно скажу, произвела удручающее впечатление – полное, на грани фола, игнорирование интересов России, отрицание любых предложений к равноправному диалогу. Поэтому СВО стала всего лишь формальным предлогом для начала геополитического противостояния с нами. Евросоюз к этому осознанно шёл.

Как Вы понимаете, с дипмиссией Венгрии при ЕС подобного обмена мнениями мы не проводили, каких-либо контактов в Брюсселе с венгерским председательством у нас также нет. Как и в случае с евродепутатами, мы здесь ни от кого не прячемся и никого не избегаем. Однако ситуация такова, что любой есовец, даже мало-мальски заинтересованный в откровенном разговоре с нами, должен понимать, с какой обструкцией со стороны «коллег по цеху» он может потом столкнуться.

Что касается влияния страны-председателя именно на внешнюю политику ЕС на российском направлении, то оно, по большому счёту, минимальное. Так, заседания Совета ЕС по иностранным делам проводятся не под председательством находящейся у «евроруля» столицы, а Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, который формирует повестку дня и по сути задаёт тон обсуждениям. Текущий глава евродипломатии Ж.Боррель в оставшиеся пару месяцев поставил перед собой цель задать такую антироссийскую планку, чтобы передать дела К.Каллас было бы не стыдно.

Вопрос: Каково, на Ваш взгляд, будущее мирной инициативы В.Орбана? Говорили, что европейские чиновники встретили ее очень критично…

Ответ: Очень критично – это мягко сказано. Допускаю, что В.Орбан имел в виду заслушать различные точки зрения, в т.ч. российскую, понять для себя, что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшей эскалации, и поделиться с руководством ЕС своими соответствующими предложениями. Та сущая истерика, которую закатили в Брюсселе – причём, как только просочилась первая информация о том, что премьер-министр собирается с визитом в Москву, – красноречиво свидетельствует об одном: сегодня здесь никто не заинтересован в урегулировании украинского конфликта политико-дипломатическим путём. Читателю, который знаком с прежним, сегодня канувшим в лету ЕС, это может показаться странным, однако в евроквартале действительно верят в то, что судьба Евросоюза напрямую зависит от исхода СВО. И неважно, какую цену придётся заплатить простым европейцам за стремление нанести нам «непоправимое поражение».

Есть, правда, одно существенное «но»: пока что европейцы воюют руками украинцев, а есовская щедрая поддержка Киеву подаётся, как посильный вклад в общее дело – борьбу с «общим врагом», коим назначена Россия. Принципиальный вопрос: готовы ли будут евростолицы посылать не только свою технику, но и собственных граждан. Для ЕС это будет цугцванг. Перед лицом подобных перспектив такие политики, как В.Орбан, уже осознали: пока не поздно, надо начинать искать пути выхода из тупиковой ситуации, в которую собственноручно загнал себя Евросоюз. Подавляющее же большинство есовцев ослеплены: для желающих «наказать» Россию происходящее сегодня это, как говорится, последний шанс. Хотя и не первый в европейской истории.

Вопрос: Какова вероятность принятия в Европейском союзе нового пакета антироссийских санкций в ближайшее время? Что в него может войти и как Россия на него ответит?

Ответ: Разговоры о необходимости принять очередной санкционный «пакет» традиционно начинаются в Брюсселе буквально на следующий день после публикации предыдущего. Среди есовцев всегда находятся недовольные, по их мнению, недостаточным охватом рестрикций.

Допускаю, что при венгерском председательстве в Совете ЕС именно согласование новых санкций выглядит маловероятным. Непосредственная работа – и, возможно, в ускоренном режиме – над очередным «пакетом» может стартовать после начала деятельности новой Еврокомиссии, которая спускает евростолицам предложения по его содержательному наполнению. А уж с началом польской «евровахты» в январе 2025 г. санкционная работа однозначно закипит.

Иными словами, одни евростолицы, осознающие негативные последствия рестрикций для собственных граждан и экономик, способны несколько притормозить тех, кто зашёлся в «санкционном раже», но не более того. Другие – и их подавляющее большинство, наоборот, как будто боятся «опозориться» перед общеесовским хором, взяв не ту «антироссийскую ноту».

Относительно наполнения очередного «пакета», поймите меня правильно, давать Евросоюзу советы я не собираюсь. Что касается наших ответов на есовские рестрикции, то я бы не стал рассматривать это исключительно через призму «око за око». Создаётся новая реальность в тех же торгово-экономических отношениях, и важно, кто – Евросоюз или Россия – сумеет более эффективно перестроиться и продолжить движение вперёд. Судя по всему, у есовцев это не получается, и чем дальше, тем хуже они рассчитывают собственные «санкционные силы».

Вопрос: Что теперь составляет основу экономического взаимодействия России и европейских стран? Где удалось сохранить элементы сотрудничества?

Ответ: 14 «пакетов» санкций до основания разрушили есовско-российское экономическое взаимодействие. Фактически не осталось ни одного не затронутого рестрикциями сектора.

Вопрос: Каково будущее поставок российских энергоресурсов? Возможно ли вообще их возвращение на уровень до обострения конфликта вокруг Украины?

Ответ: Это зависит, в первую очередь, от самого Евросоюза. Ведь именно он инициировал сворачивание взаимовыгодного энергосотрудничества с нашей страной. Вскоре после начала СВО Брюссель провозгласил цель полного отказа от импорта ископаемых видов топлива из России к 2027 году. Причем сделал он это вопреки собственным экономическим интересам, в угоду геополитическим установкам, диктуемым из Вашингтона.

Негативные последствия данного курса Евросоюз ощущает по сей день. Здесь сохраняется высокий уровень цен на энергоносители. Продолжается стагнация экономики. Не преодолен кризис в промышленном секторе. Серьезно просела глобальная конкурентоспособность экономики ЕС, в т.ч. по отношению к США, которые наживаются на поставках в Европу своего дорогого СПГ.

Повторю: всё это – результат осознанно принятых есовцами политических решений. Одумаются ли они в будущем или продолжат вредить самим себе, сказать трудно.

Вопрос: Как сейчас происходит взаимодействие России и Европейского союза, если встреч руководства в последнее время фактически не происходит?

Ответ: Встречи – это производное от взаимодействия. Тем более, на уровне руководства страны. Сегодня у нас с Евросоюзом не только какого-либо взаимодействия нет. С блоком государств, который ведёт против нас гибридную войну, отношений не может быть в принципе. И нам нет дела до того, переживает ли кто-то здесь по этому поводу. Мы строим новые планы, активно участвуем в формировании новой архитектуры евразийской безопасности, развиваем сотрудничество с государствами Глобального Юга и Востока. Если Евросоюз делает всё для того, чтобы оказаться на периферии международной политики, то это – его выбор.

Вопрос: Каковы в нынешних условиях задачи представительства России? Что составляет основу его работы?

Ответ: Первостепенную задачу Постпредства я бы сформулировал как дипломатическое сопровождение СВО. С учётом продолжающейся «зачистки» есовцами европейского информационного пространства такая работа – прежде всего, с местным дипкорпусом – является чрезвычайно востребованной. Одним из её практических результатов стал крах западных попыток изолировать нашу страну на международной арене. На примере Брюсселя могу с уверенностью сказать: есовцы добились обратного результата, и наша дипмиссия стала своего рода «площадкой» для откровенного обмена мнениями между представителями тех государств, которые действительно заинтересованы в становлении справедливого многополярного мира.

Другим направлением работы является анализ происходящих в самом Евросоюзе процессов, его отношений с третьими странами, прогноз перспектив развития ЕС. Поверьте, многое можно лучшего понять, находясь в Брюсселе, в тылу противника. И, соответственно, сформулировать предложения для учёта в нашем внешнеполитическом планировании.

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, представительство может делать для восстановления российско-европейского диалога уже сейчас?

Ответ: О каком-либо восстановлении российско-есовского диалога сегодня речь не идёт. На данном историческом этапе обсуждать с есовцами нам, по сути, нечего. Мы уже давно потеряли всякое доверие и уважение к ЕС. Условием для начала какого-либо разговора с Брюсселем должен стать полный и безоговорочный отказ от всех видов гибридной войны против России. Однако я не вижу в обозримой перспективе объективных предпосылок для того, чтобы Запад отрёкся от продолжения «похода на Восток».

Источник

Главная – Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru)

Share.

Comments are closed.