Вторник, 23 апреля

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 1 сентября 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

На презентацию приоритетов северомакедонского

председательства ОБСЕ в 2023 г.

Господин Председатель,

Господин Министр,

Благодарим за подробное изложение приоритетов предстоящего председательства Северной Македонии в ОБСЕ. Хотя, признаться, пафос Вашего выступления откровенно разочаровал.

Вынуждены констатировать, что наша Организация в очередной раз проходит через глубокий кризис идентичности. Возможно, один из острейших в ее истории. В этом контексте хотели бы напомнить, что СБСЕ/ОБСЕ создавалась десятками лет интенсивными усилиями не одного поколения государств-участников. Сформулированная «матрица» ее деятельности – диалог, как бы труден он ни был, сотрудничество в интересах равной и неделимой безопасности всех без исключения стран – зафиксирована во многих документах, принятых в том числе на высшем уровне. И никакое действующее председательство не вправе менять параметры функционирования Организации, ее институтов и инструментов в угоду личным амбициям и интересам отдельных групп и альянсов.

Речь идет о будущем ОБСЕ, которая в нынешний момент разрушительной политикой польского Действующего председательства поставлена на грань существования. ОБСЕ, благодаря в значительной мере именно Варшаве, сегодня оказалась на обочине мировой политики. О ней не вспоминают в контексте ни одной из ключевых проблем – энергетической, климатической, продовольственной. На Украине Организация не преуспела, внятных попыток предотвратить обострение кризиса в сербском крае Косово и Метохии также нет. Вопрос стоит предельно остро: либо все мы постараемся начать профессиональный разговор для восстановления доверия, перестанем раскачивать губительную конфронтацию, либо Организацию ждет незавидная судьба.

Напоминаем, фундаментальные руководящие принципы работы Действующего председательства регламентируются решением СМИД в Порту 2002 г., а именно – с задачей «не допускать несоответствия своих действий позициям, согласованным всеми государствами-участниками», «обеспечивать учет всего спектра мнений государств-участников» и «эффективные и постоянные рабочие контакты с другими международными организациями и институтами». Не стоит забывать и о решении Постсовета №485 от 2002 г. касательно публичных выступлений от имени Организации, в котором также зафиксировано, что «Действующий председатель или его представитель будут учитывать весь спектр выраженных мнений». Кстати, в этом же документе говорится, что «официальная позиция ОБСЕ выражается в решениях, заявлениях и документах, принятых директивными органами на основе консенсуса».

Говорим сегодня об этом намеренно в такой откровенной форме на фоне полного игнорирования этих решений польским председательством.

Господин Министр,

Ожидаем от северомакедонского председательства создания условий для сбалансированной работы и недопущения размывания авторитета исполструктур ОБСЕ – они не должны становиться инструментом сведения политических счетов под предлогом ситуации на Украине. Недопустимо их однобокое внимание к украинским сюжетам, селективное толкование мандатов, а в ряде случаев – прямая политическая ангажированность. Нельзя закрывать глаза на очевидные нарушения киевским режимом принципов и обязательств в рамках ОБСЕ, в том числе в правочеловеческой сфере.

К сожалению, наша Организация упустила уникальный шанс сыграть роль в содействии политическому урегулированию украинского конфликта через реализацию Минских соглашений, что было санкционировано СБ ООН в резолюции 2202. Россия была вынуждена вмешаться, чтобы прекратить кровопролитие и уничтожение мирного населения Донбасса, снять реальные угрозы национальной безопасности у своих рубежей в полном соответствии с положениями Устава ООН. Продолжение безудержной военной поддержки Киева со стороны стран НАТО и ЕС – авантюрный путь, который множит страдания мирных граждан Украины и способен привести к катастрофическим последствиям не только для этой страны, но и в более широком региональном масштабе.

Опасный паралич сохраняется и в других конфликтных зонах, где ОБСЕ обязана использовать свои посреднические возможности и активно заниматься превенцией потенциальных кризисов. Из-за неспособности польского Действующего председательства выработать меры реагирования застопорилась динамика Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье, нет движения и в приднестровском урегулировании, на ряде других направлений.

Господин Министр,

Коротко остановлюсь на российском видении основных параметров работы в трех измерениях.

Хотелось бы, конечно, рассчитывать, что Северной Македонии удастся вернуть традиционно высокий профиль ОБСЕ в сфере противодействия всему комплексу новых вызовов и угроз без неуместного выпячивания гендерных и правозащитных аспектов.

На первый план здесь выходит борьба с террористической угрозой. Необходимы дополнительные усилия по купированию распространения теридеологии, в том числе в Интернете. Следует возобновить дискуссии о путях пресечения финансовой и материальной подпитки террористов, их смычки с оргпреступностью, фокусироваться на проблеме иностранных террористов-боевиков. На этот счет имеется немало директивных решений ОБСЕ.

Призываем будущее северомакедонское председательство отнестись со всей серьёзностью к проблеме борьбы с наркотрафиком. Несмотря на наличие солидного мандата и обширного набора обязательств, в последние годы, во многом из-за методичных деструктивных усилий отдельных государств-участников, тема искусственно убрана из текущей повестки дня нашей Организации. Мы с таким подходом решительно не согласны и хотели бы увидеть реальные практические шаги со стороны Скопье.

Готовы и далее искать точки соприкосновения по безопасности информационно-коммуникационных технологий. Нужно продолжать выполнять разработанные в ОБСЕ меры доверия для сокращения рисков конфликтов в информационной среде.

Необходимо реанимировать полноценную работу в экономико-экологическом измерении, которое стараниями польского Действующего председательства, так же как и вся Организация, оказалось заложником одной темы – ситуации на Украине. При том что изначально заявленный Варшавой приоритет – устойчивое посткоронакризисное восстановление экономик – не утратил своей актуальности. Более того, введенные рядом западных государств нелегитимные односторонние ограничительные меры существенно усугубили негативные последствия пандемии, привели к нарушению производственно-сбытовых цепочек, разрыву торгово-транспортных связей. Предлагаем обсудить разрушительное воздействие односторонних санкций на европейскую, да и глобальную хозяйственную инфраструктуру, перспективы дальнейшего экономического сотрудничества в регионе ОБСЕ.

Восстановление работы гуманитарного измерения потребует от Северной Македонии особых усилий. Конструктивному диалогу не будет способствовать дальнейшая поддержка Скопье изживших себя правозащитных «механизмов». Исходим из того, что будущее председательство предпримет конкретные меры по переносу всех гуммероприятий ОБСЕ, а также штаб-квартиры Бюро ОБСЕ по деминститутам и правам человека за пределы Польши.

Приветствуем акцент на социальных и экономических вопросах. Полагаем, что при обсуждении интеграции обществ важно уделять внимание защите языковых и образовательных прав нацменьшинств и этнических групп, ликвидации безгражданства, противодействию разгулу русофобии, поощряемой рядом западных государств-участников. Требуется наращивать работу по борьбе с неонацизмом, героизацией нацизма и попытками фальсификации истории. В контексте трэфикинга необходимо фокусироваться на торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации и извлечения органов, тканей и клеток человека. Защита журналистов и беспрепятственный доступ к информации должны стать ключевыми при обсуждении свободы СМИ.

Наконец, разрушительна тенденция, при которой одни государства затягиваются в сферу интересов других и, как мы все видим, теряют суверенитет в рамках ОБСЕ и превращаются в элементы машины преследования инакомыслящих. Возникает вопрос – как можно работать при подобном раскладе сил, когда на общеевропейской площадке выступают не государства-участники в своем национальном качестве, как это предписано Правилами процедуры, а альянсы?

Господин Министр,

Нашей Организации нужно серьёзно задуматься над поиском путей адаптации к резко изменившейся военно-политической обстановке в Европе и Евроатлантике. От того, насколько мы сможем осознать глубину перемен, будет зависеть, с чем ОБСЕ подойдет к своему юбилею в 2025 году. Если же говорить о реформировании или переустройстве ОБСЕ, то это должен быть процесс коллективного переосмысления с учетом позиций всех 57 государств-участников. На это Россия последовательно обращает внимание все последние годы, предлагая различные варианты.

Мы поддержим любые усилия северомакедонского председательства по восстановлению сбалансированной работы в трех измерениях безопасности, о чем Вы, господин Министр, справедливо говорили на последних двух СМИД. Надеемся, председательство реализует опорный тезис Вашего выступления в 2021 году в Стокгольме. Процитирую сказанные тогда Вами слова: «Укрепление сотрудничества через диалог и партнерство на основе Хельсинкского Заключительного акта и развитие дружественных отношений между всеми государствами-участниками ОБСЕ составят основу повестки нашего председательства в 2023 году».

Убеждены, профессиональный разговор в ОБСЕ – несмотря на разногласия и противоречия – востребован как никогда. Как Вы сегодня верно подметили, у Организации есть и инструменты, и потенциал. Считаем важным сохранять уникальную венскую площадку и выводить дискуссии государств-участников на коллективный поиск объединительных начал. Россия готова этому содействовать. Решения и прогресс зависят от всех нас.

Благодарю за внимание.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1828463/

Share.

Leave A Reply