Понедельник, 6 февраля

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в порядке права на ответ в ходе общеполитических прений в Первом комитете 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 11 октября 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Мы вынуждены взять слово в рамках права на ответ, чтобы отвергнуть безосновательные обвинения в адрес Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции на Украине.

Но сегодня мы хотели бы подробно остановиться не на Украине, а отреагировать на заявления, сделанные представителем Молдавии относительно воинских контингентов, которые, как было заявлено, находятся на молдавской территории. Считаем необходимым по этому вопросу внести определенную ясность.

14-я советская общевойсковая армия, преемницей которой является Оперативная группа российский войск в Приднестровском регионе Республики Молдова, была расквартирована на обширной территории юго-западного региона в период существования СССР. Обе составляющих военного присутствия (в рамках контингента миротворческих сил в Зоне безопасности с четко оговоренным мандатом и в составе Оперативной группы российских войск для выполнения задачи по охране складов боеприпасов в н.п. Колбасна) являются производной от неурегулированности конфликта – ситуации, за которую молдавская сторона несет свою немалую долю ответственности.

Подписанное на уровне президентов двух стран 21 июля 1992 года Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова остается в силе. Создана и действует Объединенная контрольная комиссия и подчиненные ей Совместные Миротворческие Силы, включающие российский контингент. Во исполнение ст.2 (пункт 3) этого Соглашения 28 июля 1992 года принят протокол о количественном составе и размещении миротворческих сил. Этот документ предусматривает присутствие на территории Молдавии шести российских батальонов (из них один в резерве), а также вертолетной эскадрильи и группы обеспечения связи. В действительности количество российских военных сегодня намного меньше (это всего лишь два сменяющих друг друга на ротационной основе батальона – в общей сложности около 1200 человек). Военнослужащие, не входящие формально в миротворческий контингент, занимаются охраной складов. Боеприпасы, имеющие длительный срок хранения, надежно защищены от расхищения.

Статус российских войск по Соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова зафиксирован как подлежащий определению в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова. Именно в таком ключе он и должен рассматриваться.

На добровольной основе в ходе переговоров и в соответствии с международным правом было выработано, в том числе, Соглашение о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, хотя оно и не было ратифицировано российской стороной из-за возражений депутатов Государственной Думы.

Попытки интерпретировать Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова как «не создающее правовой базы для миротворческих сил» несостоятельны. Это – эффективная миссия по поддержанию мира и стабильности в зоне безопасности и в регионе в целом, получившая признание в документах Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999 г. В частности, в декларации этого форума дана высокая оценка продолжения посреднических усилий Российской Федерации, Украины и ОБСЕ в переговорном процессе по вопросу о будущем статусе Приднестровского региона в составе Республики Молдова, отдельно отмечена «позитивная роль Совместных миротворческих сил в обеспечении стабильности в регионе».

Будучи приверженной процессу политического урегулирования приднестровской проблемы, в котором Российская Федерация выступает в качестве сопосредника и гаранта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, российская сторона осознает, что любые попытки сторон конфликта снять с себя ответственность за соблюдение положений Соглашения в нынешней ситуации пробуксовки политических переговоров между Кишиневом и Тирасполем и в международно-признанном формате «5+2» чреваты возвращением неурегулированного конфликта в «горячую фазу».

Благодарю за внимание.

Share.

Leave A Reply