Четверг, 28 марта

Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с инициативой США в Первом комитете ГА ООН

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

На днях делегация США внесла на рассмотрение Первого комитета ГА ООН проект резолюции «Об испытаниях противоспутниковых ракет прямого восхождения деструктивного действия». Анализ текста подтверждает справедливость наших настороженных оценок этой американской инициативы.

Как и прежде, рассматриваем объявленный Белым домом в апреле мораторий на испытания упомянутого вида противоспутникового оружия (ПСО) как сугубо декларативный шаг. Одних заявлений и проектов резолюций ГА ООН явно недостаточно в целях предотвращения гонки вооружений в космосе (ПГВК) – тем более для страны, которая, как минимум, еще с 2008 года обладает опытом поражения космических объектов средствами ПСО.

США стыдливо умалчивают о главном: готовы ли они навсегда исключить боевое применение данного вида вооружений? В тексте резолюции об этом – ни слова. Нет никаких обязательств в отношении разработки и производства таких систем, перспектив уничтожения уже накопленного Пентагоном противоспутникового потенциала.

Более того, нельзя исключать вероятность размещения средств ПСО на американском многоразовом беспилотном космическом челноке Х-37В, способном длительное время находиться на орбите, совершать маневры и нести полезную нагрузку. К слову, наши многократные запросы к США в отношении прояснения целей и задач, которые отрабатываются на платформе Х-37В, остаются без ответа.

Весьма показательными в плане понимания истинных устремлений Вашингтона служат четко зафиксированные в доктринальных документах США установки на военное доминирование и превосходство в космосе, его восприятие как арены конфронтации, а также планы по их реализации. Неслучайно американская делегация на женевской Конференции по разоружению всеми силами препятствует запуску переговоров по многостороннему инструменту, содержащему надежные международно-правовые гарантии против размещения в космосе оружия любого вида, отказа от применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Под любыми предлогами американцы уклоняются от работы над российско-китайским проектом договора, нацеленным на решение задач ПГВК.

По факту Вашингтон пытается подменить дипломатические усилия яркими жестами на публику, «продать» международному сообществу очередную полумеру, призывая страны-члены ООН присоединиться к ней. Особо цинично выглядит представление моратория на испытания ПСО и неких будущих инициатив в качестве вклада США в разработку многостороннего юридически обязывающего инструмента по ПГВК.

Впрочем, подлинная цена слов и обещаний Вашингтона всем хорошо известна. В этой связи призываем США доказать, что их инициатива действительно чего-то стоит. Это означает отказ не только от испытаний, но и от других критически важных видов военной деятельности – от разработки систем ПСО до их размещения и применения.

Наглядным подтверждением серьезности намерений Вашингтона стал бы пересмотр прежней деструктивной позиции и подключение делегации США на Конференции по разоружению к усилиям по скорейшему началу переговоров по юридически обязывающему инструменту с гарантиями неразмещения оружия в космосе, неприменения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

В конкретном плане продвигаемый Россией подход предполагает принятие следующих обязательств:

– не задействовать космические объекты в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и в космическом пространстве;

– не создавать, не испытывать и не развёртывать оружие в космосе для выполнения любых задач, в т.ч. для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для использования против целей на Земле или в воздухе, а также ликвидировать уже имеющиеся у государств такие системы;

– не создавать, не испытывать, не развёртывать и не применять космическое оружие для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для использования против целей на Земле или в воздухе;

– не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траектории полёта космических объектов других государств;

– не оказывать содействие и не побуждать другие государства, группы государств, международные, межправительственные, а также любые неправительственные организации, включая неправительственные юридические лица, учреждённые, зарегистрированные или расположенные на территории, находящейся под их юрисдикцией и/или контролем, к участию в указанной выше деятельности.

Кроме того, важной реальной мерой доверия стало бы присоединение США и их союзников к международной инициативе/политобязательству по неразмещению в космосе первыми оружия любого вида. Вновь призываем Вашингтон последовать примеру более чем 30 стран-членов ООН и присоединиться к данной инициативе, а также поддержать соответствующий проект резолюции ГА ООН.

В таком контексте многосторонних усилий по комплексному решению задач ПГВК готовы предметно и профессионально обсуждать и инициативу США.

Share.

Leave A Reply