Среда, 1 февраля

О выполнении Стамбульских договоренностей по вывозу украинского продовольствия и нормализации российского сельхозэкспорта

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Как известно, 22 июля в Стамбуле были подписаны взаимоувязанные договоренности по поставкам украинского продовольствия и российских удобрений и сельхозпродукции на мировые рынки. Речь идет о «пакетной сделке» с участием России, Турции, Украины и Секретариата ООН, направленной на обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

В рамках реализации «черноморской инициативы» по вывозу украинского зерна уже 27 июля был запущен Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле, а 1 августа в соответствии с согласованными процедурами досмотра и контроля первый сухогруз покинул порт Одессы. Всего, по данным ООН (по состоянию на 26 октября), гуманитарным коридором на Черном море смогли воспользоваться 390 судов, вывезших 8 899 048 тонн продовольствия (преимущественно кукурузы – 41%) из портов Одессы, Южного и Черноморска.

При этом география получателей данных грузов оказалась вовсе не соответствующей изначально заявленным гуманитарным целям. Половина всех поставок приходится на Евросоюз и такие развитые страны, как Великобритания, Израиль и Южная Корея. Нуждающиеся же государства, в частности Сомали, Эфиопия, Йемен, Судан, Афганистан, получили всего 3% продовольствия, прежде всего по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН). В этой связи руководство ООН даже переквалифицировало инициативу из гуманитарной в коммерческую, делая упор на важности стабилизации мировых цен на продовольствие.

При этом необходимо учитывать, что доля российской сельхозпродукции в структуре мировых рынков ничуть не меньше, чем украинская. До конца года готовы поставить на экспорт около 30 млн тонн зерновых, включая, прежде всего, пшеницу, и довести этот показатель до 50 млн тонн с учетом урожая. Порядка 10,5 млн тонн зерновых (77% пшеница) были уже отправлены в страны Азии (62%) и Африки (33%). Контраст, что называется, налицо – пока украинские грузы идут по гуманитарному коридору в Европу и развитые страны, российские поставки направляются нуждающимся в Африке и Азии.

Кроме того, Россия, в отличие от Украины, является одним из ведущих мировых экспортеров удобрений, без которых под угрозой голода окажутся не только страны-потребители продовольствия, но и страны-производители. Однако российские компании до сих пор не могут не только осуществить коммерческие поставки удобрений, но даже передать около 300 тысяч тонн продукции беднейшим странам. И сделать это безвозмездно. Данные удобрения остаются заблокированными преимущественно на складах Латвии (80%), а также Эстонии, Бельгии и Нидерландов, руководство которых не разрешает их отправку по линии ВПП ООН.

Главная причина подобной ситуации – односторонние западные санкции, негативный эффект которых должен был быть нейтрализован в рамках усилий по выполнению второго Стамбульского документа – российско-ооновского Меморандума по нормализации отечественного сельхозэкспорта. Несмотря на сделанные в Вашингтоне и Брюсселе декларации об изъятии продовольствия и удобрений из-под ограничений, российские поставщики и производители продолжают сталкиваться с проблемами при проведении банковских платежей и оформлении страховок, фрахте судов и получении доступа в порты. На деле заявленные изъятия до сих пор не работают. Американцы и европейцы, по сути, наказывают страны Африки, Азии и Латинской Америки, препятствуя доступу российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки.

Тем не менее и несмотря на такие перекосы в реализации Стамбульских договоренностей российские представители в СКЦ продолжают добросовестно работать в интересах продолжения операции по вывозу украинского продовольствия Черным морем. При этом если на транспортировку первого миллиона тонн потребовалось три недели, то сейчас на отправку этого объема уходит чуть больше недели. Такие высокие темпы и эффективность во многом достигаются за счет предельной нагрузки на наших специалистов. Так, в ходе досмотра одного из сухогрузов из-за нарушения требований по обязательной вентиляции три члена российской досмотровой группы получили серьезное отравление дымом, которым обрабатывается зерно перед транспортировкой.

Кроме того, в порту Стамбула искусственно создается большое скопление кораблей, чтобы оказывать давление на наших экспертов, добиваясь ослабления контроля и ускорения процедуры проверки грузов. Между тем за время реализации «черноморской инициативы» свыше 70 судов были задержаны, а некоторые и вовсе отстранены за систематические нарушения, связанные с несоблюдением правил судоходства в морском коридоре и попытки контрабанды в специально оборудованных тайниках. Подобные злоупотребления гуманитарным коридором нельзя игнорировать, особенно с учетом продолжающегося расследования путей доставки взрывчатки для организации теракта на Крымском мосту 8 октября.

Share.

Leave A Reply