Понедельник, 14 октября

Искусство в шлеме: Военные театры на Дальнем Востоке

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

⠀⠀Сегодня, отдавая дань памяти образу Владивостока в советском кинематографе, невозможно не вспомнить и о своеобразном предшественнике кино как таковом – театральном искусстве.

⠀⠀Особенно популярен на Дальнем Востоке был репертуар военных театров, когда во время Великой Отечественной войны перед театрами Красной Армии была поставлена задача «более полнокровного «обеспечения» сценическимискусством трудящихся дальневосточников». Насчёт этого в газете «Красное знамя» можно найти такие строки: «Коллектив Краснознаменного театра должен вложить свой вклад в дело разгрома ненавистного врага, создавая на сцене образы бесстрашных и стойких советских воинов».


⠀⠀Г
осударственная сеть театров на Дальнем Востоке складывается в первой половине 1930-х гг: Краевой театр им. Горького, краевой ТЮЗ, кукольный театр во Владивостоке, Сучанский театр угольщиков, Ворошиловский (Уссурийский) драматический театр (Спасский колхоз- но-совхозный театр к тому времени уже влился в его состав), Театр Первой Краснознаменной армии, Театр Тихоокеанского флота, Театр Приморской железной дороги.

⠀⠀Обращаясь к репертуару военных лет, можно выделить наиболее яркие пьесы, определить соотношение классических и современных постановок, использование произведений зарубежных авторов, поскольку репертуар – не только отражение жанровой специфики театра, но и специфики времени вообще. Составить представление о репертуаре дальневосточных театров в годы Великой Отечественной отчасти позволяют театральные афиши и программы спектаклей, дошедшие до наших дней. Первый Краснознаменный театр первоначально обращался к драматургии прошлого. Именно так увидела свет рампы постановка «Шел солдат с фронта» по повести В.П. Катаева «Я сын трудового народа». Этот спектакль стал первой работой театра Дома Красной Армии в новом составе.


⠀⠀В следующий раз д
ва режиссёра Первого Краснознаменного театра – Н.Г. Резников и А.С. Ларский создают пьесу «Иван Голубь». Пусть с литературной точки зрения это было произведение во многом несовершенное, но оно отвечало настроениям и задачам военного времени и было решено в героико-романтическом плане. Она была довольно сценична, при этом давала богатый материал для актёрской работы и выдержала более трехсот выступлений. Её герои – советские люди в первые дни войны. Главную роль, роль Ивана Голубя старого мастера завода, горячего патриота играл сам главный режиссёр А.С. Ларский. Вот как неоднозначно отзывались о спектакле в газете«Тихоокеанская звезда»: «Пьеса обладает целым рядом очень серьезных недостатков. Мужество, непреклонная воля и стойкость воплощены в образе Ивана Голубя. Эти черты свойственны каждому патриоту нашей страны, каждому советскому гражданину – вот основная мысль пьесы. Но прямолинейность, обнаженность драматических, а в спектакле и постановочных приемов, неглубокие образы, интрига, построенная на одних только внешних конфликтах – все это бесспорно снижает ценность спектакля, значимость поставленной в нем темы»

⠀⠀В спектакле «Парень из нашего города» К. Симонова в постановке Ю.Б. Щербакова критики так же указывали на большое количество неровностей как в актёрском исполнении, так и режиссёрских решениях, а наиболее серьезные возражения вызывало исполнение центральной роли артистом Беляевым. Тем не менее отмечалось, что «…спектакль привлекает той сохранённой атмосферой приподнятости и молодости, которой проникнута пьеса».

⠀⠀Вскоре режиссёр Резников ставит спектакль «Давным-давно», посвященный теме Отечественной войны 1812 года. Критики отмечали, что в этой работе режиссёру удалось проявить подлинный такт и вкус, умело подчеркнув самое важное в героях пьесы – их патриотическое воодушевление.

⠀⠀Много и плодотворно работал Драматический Краснознаменный театр в период Великой Отечественной войны. В это время ставятся спектакли: «Парень из нашего города» К. Симонова, «Профессор Мамлюк» Ф. Вольфа, «Давным-давно» Ф. Гладкова, «Нашествие» Л. Леонова и многие другие. Злободневный репертуар зачастую создавался самими артистами, под сценические площадки приспосабливали любое помещение. Коллектив театра, разбившись на бригады, давал по 10-15 концертов в день.

⠀⠀Ещё одним военным театром, функционирующим на Дальнем Востоке в этот период, был театр Краснознаменного Тихоокеанского Флота (ТОФ). В его летний гастрольный репертуар были включены спектакли «Адмирал Нахимов», «Павел Греков», «Ревизор», «Море наше» и другие постановки. Театром также ставились «Васса Железнова» Горького, «Женитьба Белугина» Островского, «Ревизор» Гоголя в новой сценической редакции, «Нора» Ибсена и другие. До конца войны театр работает на базе зимой и только летом выезжает на гастроли в воинские и флотские гарнизоны.

⠀⠀Война значительно изменила отношения между театром и зрителем, сократила дистанцию. Темы, звучащие в спектаклях, были близки зрителю, вступая с ним в тесный диалог, отражая общественные настроения. Именно репертуару придавалось огромное значение, так как основной творческой задачей театров в годы войны являлосьподнятие духа личного состава воинских частей Тихоокеанского флота и Советской Армии. Это один из тех периодов истории, когда театр становится особенно привлекательным для публики как место обсуждения актуальных проблем.

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

Leave A Reply