Пятница, 29 марта

Немного из жизни Фёдора Михайловича Достоевского

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

⠀⠀11 ноября празднует свой день рождения один из самых известных в мире и значительных для русской литературы мастеров слова – писатель, мыслитель, философ и публицист – Фёдор Михайлович Достоевский.

⠀⠀Несмотря на то, что сегодня тяжело найти человека, который бы хоть раз не слышал о нём или не читал как минимум одно его произведение, проблемы, поднимаемые им на страницах книг, были недоступны его современникам: они видели в нём только проповедника гуманности и певца «униженных и оскорбленных». Людям XIX века мир Достоевского представлялся фантастическим, а исступление и отчаяние повествователя «Записок из подполья» казались им чудачеством.

⠀⠀Достоевский прожил глубоко трагическую жизнь, и свою трагедию он сполна излил в литературу. Для него жизнь и творчество были неразделимы – во всех своих произведениях он старался решить загадку своей личности и говорил только о том, что им лично было пережито. Такая жанровая форма, как исповедь, была самой излюбленной для писателя, поэтому всё его творчество раскрывается перед читателями как одна огромная исповедь – целостное откровение его универсального духа.

Детство писателя

⠀⠀Замкнутый мирок семьи с однообразным уставом жизни, а за решеткой сада парк больницы, в котором прогуливаются больные в колпаках и халатах, сказки мамки Лукерьи о ЖарПтице и Иване Царевиче; по воскресеньям выстраивание обедни, по вечерам семейное чтение, вот оно –детство Достоевского. Он сохранил память о няне Алёне Фроловне, которая его, трехлетнего ребенка, учила молиться. Чинные прогулки летом в Марьиной роще с назидательными беседами отца и ежегодные паломничества в Троицко-Сергиевскую Лавру были большими событиями в жизни ребенка. На мальчика производили сильное впечатление церковная архитектура, стройное пение хора и толпы богомольцев. Впоследствии он вспоминал, что видел исцеление кликуш. Азбуке учила его мать по «Священной Истории Ветхого и Нового Завета» с картинками.

⠀⠀Достоевские нигде не бывали и гостей не принимали братья жили без сверстников, почти без соприкосновения с внешним миром. Два-три раза их водили в театр. Достоевский запомнил представление «Жако или бразильская обезьяна» и позже игру Мочалова в «Разбойниках» Шиллера. С этого времениему было тогда 10 лет и начинается страстное его увлечение Шиллером. Фёдор, оторванный от жизни, рано погружается в «мечтательство»: стихи Державина, Жуковского, Пушкина, повести Карамзина и романы Вальтер Скотта открывают перед ним волшебный мир вымысла. Он бредит чувствительными героями и средневековыми рыцарями. Пушкина мальчикзнает наизусть. После смерти поэта Фёдор говорил: «Если бы у нас не было семейного траура (его мать скончалась в 1837 г.), я бы просил позволения отца носить траур по Пушкину». Начитанность мальчика Достоевского бцла огромна: «Юрий Милославский», «Ледяной дом», «Семейство Холмских», сказки казака Луганского, романы Нарежного и Вельтмана, и особенно история Карамзина и его повести, мальчик всё читал и всё запомнил. У него уже тогда была не простая любознательность, а настоящая страсть к литературе.

Достоевский-романтик и начало творческого пути


⠀⠀Романтический период жизни писателя ознаменован литературными увлечениями и пламенным культом дружбы. В Петербурге он знакомится с Иваном Николаевичем Шидловским, молодым чиновником Министерства Финансов и поэтом. Шидловский
пишет туманно-мистические стихи, страдает от возвышенной любви ивдохновенно говорит о Царствии. Он разочарован: даже любимая женщина не может вдохновить его на великие создания, даже она «не сорвет аккордов с цевницы его, зачарованной благоуханием цветка нечаянного». Он также верит, что «человек естьсредство к проявлению великого в человечестве, что тело, глиняный кувшин, рано или поздно разобьется». Достоевский в исступлении восторга пишет о Шидловском брату. В его письмах литературный стиль романтизма доведен почти до пародии. Юноша не только глядит на всё глазами своего друга, но и буквально чувствует его чувствами. Здесь впервые проявляется способностьписателя к творческому перевоплощению. Русский романтизм во всех его сложных превращениях одна из основных идей творчества Достоевского. От восторженного преклонения перед ним, через обличение и борьбу, он приходит в конце жизни к признанию его ценности. Но писатель создает не абстрактные схемы, а живых людей «идееносцев». Романтизм был пережит им в личной дружбе с романтиком Шидловским иосознан в реальном человеческом образе. Ордыновв повести «Хозяйка» начинает линию романтических героев Достоевского, а вот Дмитрий Карамазов, декламирующий Шиллера, замыкает её. Нежное воспоминание о друге своей юности Фёдор Михайлович хранил всю жизнь.

⠀⠀Первые шаги на пути литератора были трудны. Заработков не было, а долги росли. Достоевский пишет опекуну, Петру Андреевичу Карепину, предлагая за сумму в тысячу рублей серебром отказаться от всех прав на отцовское наследство. Карепин не одобряет его отставки, не может немедленно произвести раздел имения иуговаривает его одуматься. Достоевский негодует и обличает богатого родственника письма его дышат свирепой иронией. Он драматизирует своёположение, изображая себя больным и нищим,умирающим с голода. В это время он работает над первым романом «Бедные люди» и незаметно перевоплощается в своего героя полуголодного чиновника Макара Девушкина. Вполне заслуженные упрёки опекуна ранят его самолюбие, и воображение романиста превращает этого благородного филантропа в буржуа-эксплуататора.Литература и действительность сливаются, как это часто случалось с ним…

Кое-что из сокровенно личного…


⠀⠀Двойственность натуры Достоевского и сложные противоречия его души раскрывались и в юношеских письмах к отцу.
Все письма Достоевского к отцу из Инженерного Училища переполнены восклицаниями, моральными рассуждениями и жалобами на нужду. Чтобы растрогать крутого старика, юноша искусно играет на его слабых струнах: «Лагерная жизнь каждоговоспитанника военно-учебных заведений, – пишет он в 1839 г., требует, по крайней мере, 40 р. денег. (Я Вам пишу все это потому, что говорю с отцом моим). В эту сумму я не включаю таких потребностей, как, например, иметь чай, сахар и пр. Это и без того необходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда Вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке или в такую погоду, придя с учения усталый, озябший, без чая можно заболеть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но всё-таки, я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю. Требую только необходимого на две пары простых сапогов— шестнадцать рублей».

⠀⠀Угроза не пить чаю подкреплена и в другом письме моральными сентенциями: «Дети, понимающие отношения своих родителей, должны сами разделять с ними всё радость и горе; нужду родителей должны вполне нести дети. Я не буду требовать от Вас многого. Что-ж: не пив чая, не умрешь с голода. Проживу как-нибудь»

⠀⠀В переписках Достоевского нет ни одного упоминания о трагической смерти отца – в этом упорном молчании в течение всей жизни есть что-то страшное. Друг писателя, барон Врангель, сообщает, что «об отце Достоевский решительно не любил говорить и просил о нём не спрашивать». А. Суворин же намекает на «трагический случай в семейной жизни». «Падучая болезнь, пишет он,которою Достоевский страдал с детских лет, много прибавила к его тернистому пути в жизни. Нечто страшное, незабываемое, мучащее случилось с ним в детстве, результатом чего явилась падучая болезнь». С этим вполне совпадает и свидетельство доктора С. Яновского: «Фёдора Михайловича именно в детстве постигло то мрачное и тяжелое, что никогда не проходит безнаказанно в летах зрелого возраста и что кладет в человеке складку того характера, которая ведет к нервным болезням и, следовательно, и к падучей, и к той угрюмости, скрытности и подозрительности, на которую обыкновенно указывают, как на борьбу с нуждой, хотя таковой, по крайней мере, в ужасающей степени и нет».

Последние годы


⠀⠀Стареющий Достоевский жив
ёт в воспоминаниях детства: чтобы освежить их, он посещает давно уже проданное имение отца. Вспоминает о дурочке Аграфене, которая весь год ходила в одной рубахе, ночевала на кладбище и рассказывала всем о своем умершем ребенке. Идея отца, движущая его роман «Братья Карамазовы», влечёт за собой и образ дурочки Аграфены из села Даровое Лизавета Смердящая и название деревни – Чермашня. В этом есть некое косвенное подтверждение связи между Фёдором Павловичем Карамазовым и отцом Достоевского


Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

Leave A Reply