Добрый день,
Уважаемые дамы и господа,
Давно не проводили такие обстоятельные переговоры по двусторонним делам. Виделись «на полях» различных мероприятий, но так подробно, обсудить практически весь круг вопросов, стоящих на повестке дня наших отношений, давно не удавалось. Рад, что мы сегодня преодолели эту «паузу».
Хочу особо подчеркнуть, что переговоры, состоявшиеся по договоренности лидеров России и Армении, были весьма насыщенными и продуктивными. Они прошли в развитие идей, достигнутых в рамках контактов Президента В.В.Путина и Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна.
Откровенно обсудили практически весь спектр наших отношений, а также региональные и международные сюжеты. По целому ряду вопросов удалось выйти на взаимоприемлемые развязки.
Между нашими странами сохраняется регулярный диалог на высшем уровне. Президент России и Премьер-министр Армении не раз встречались: осенью прошлого года и зимой. 17 января с.г. у них состоялась телефонная беседа.
Мы с А.С.Мирзояном сходимся во мнении, что подобное доверительное общение лидеров задает ориентир для дальнейшего развития взаимодействия двух стран, в том числе по линии внешнеполитических ведомств.
Со своей стороны мы подчеркнули приверженность всему комплексу договоренностей с Ереваном, в том числе в военно-политической сфере. Они оформлены на двустороннем уровне и в рамках наших общих интеграционных объединений.
В то же время заинтересованы в том, чтобы наши отношения не подвергались негативному воздействию со стороны внерегиональных «игроков», не заинтересованных в том, чтобы российско-армянское союзничество укреплялось.
Надеемся, что весь массив взаимовыгодных двусторонних связей, накопленный за долгие годы, будет востребован, и по всем упомянутым направлениям (военно-политическому, экономическому, культурному и гуманитарному) будем взаимовыгодно сотрудничать.
Ритмично работают двусторонние механизмы. В конце 2024 г. состоялось 38-е заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения, а также 23-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Армения.
Прорабатываем визит в Армению Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко. Рассчитываем, что к нему мы сможем, как сегодня обсуждали, приурочить 10-й российско-армянский межрегиональный форум.
Востребована активизация взаимодействия по линии наших министерств. Обязательно воспользуюсь приглашением нанести визит в Ереван. Его мне сегодня подтвердил А.С.Мирзоян. Также возобновим и будем поддерживать регулярность диалога между заместителями министров. Договорились в ближайшее время подготовить очередной двухлетний план консультаций между внешнеполитическими ведомствами.
Обсудили перспективы расширения взаимного консульского присутствия, в том числе российского – в Сюникской области Армении. Это стратегически важный регион. Исходим из того, что расширение дипломатических представительств, увеличение их числа отвечает интересам наших стран.
Особо отметили рекордные темпы роста товарооборота, который за прошедший год приблизится, а может быть и превысит отметку в 12 млрд долл., то есть миллиард в месяц. Это действительно небывалые темпы.
Россия остается ключевым внешнеторговым и инвестиционным партнером Армении. Наши компании – неизменные лидеры по налоговым отчислениям в бюджет Республики и одни из наиболее крупных работодателей. Российский бизнес (мы это знаем и видим) заинтересован в дальнейшем расширении своих операций на армянском рынке. Ценим отношение руководства Армении к нашим бизнесменам.
Обсудили сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза. Оно во многом продолжает играть позитивную роль в достижении упомянутых мной цифр нашего товарооборота. Статистика показывает, что ЕАЭС стал одной из основ социально-экономического развития и России, и Армении, фактором устойчивого роста наших экономик в условиях непростой, как принято говорить, турбулентной международной обстановки.
Приветствовали итоги успешного армянского председательства в органах ЕАЭС в 2024 г. Поговорили о практическом взаимодействии в рамках других объединений, где состоят Россия и Армения, а также о значении Южного Кавказа для продвижения задач по укреплению безопасности на Евразийском континенте.
Культурно-гуманитарное измерение наших отношений традиционно пользуется большим спросом у наших граждан. Обсудили планы по подготовке к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Хотел бы еще раз отметить, что будем рады видеть руководство Армении по приглашению Президента России В.В.Путина на майских торжествах в Москве.
Подчеркнули важность сохранения исторической правды, памяти о славных страницах нашей общей истории. Говорили о положении русского языка и образования в Армении и на пространстве СНГ. С удовлетворением отметили подписание межправительственных соглашений о деятельности Российско-Армянского университета и учебно-спортивного комплекса «Газпром Армения» в декабре 2024 г.
Поговорили о наших планах по строительству школы при российском Посольстве в Ереване. У нас есть обоюдная заинтересованность в том, чтобы поскорее возобновить полюбившиеся россиянам Дни культуры Армении в России. Надеюсь, что в этом году мы сможем согласовать обще приемлемую дату.
Обсудили наше взаимодействие на международных площадках. По большинству вопросов мировой повестки наши подходы совпадают или близки, в том числе по тем, где мы тесно сотрудничаем, координируя наши действия. Это защита общих традиционных духовно-нравственных ценностей, борьба с героизацией нацизма, сохранение исторической памяти, защита прав человека, высокие технологии, включая освоение космоса, укрепление системы контроля над вооружениями и многие другие. Традиционно поддерживаем кандидатуры представителей наших стран при выборах в органы международных структур.
Говорили о региональных делах, включая вопросы армяно-азербайджанской нормализации. Подтвердили нашу неизменную готовность помогать Еревану и Баку, в случае их заинтересованности, по всем направлениям этой нормализации, включая содействие в выработке положений мирного договора, делимитации и демаркации границ и разблокировании транспортных коммуникаций, а также по гуманитарным вопросам.
Подтвердили заинтересованность в дальнейшем функционировании консультативного формата «3+3»: три страны Южного Кавказа (Армения, Азербайджан, Грузия) и три их соседа (Россия, Иран и Турция). Считаем эту платформу весьма перспективной.
В целом считаю, что мы сегодня полезно поговорили. Уверен, что состоявшийся сегодня обмен мнениями будет способствовать решению вопросов, возникавших в наших отношениях в последнее время. Они порой вызывали не очень адекватную реакцию средств массовой информации. Об этом тоже сегодня честно и откровенно обменялись оценками. У нас есть общая заинтересованность в том, чтобы российско-армянские отношения развивались, исходя из коренных, практических интересов наших народов, и не были подвержены какому-либо конъюнктурному влиянию.
Вопрос: Вы часто, в том числе в сегодняшнем выступлении отмечаете, что Россия прилагает усилия и пытается способствовать установлению стабильности и мира на Южном Кавказе. Однако довольно часто в официальной или медийной риторике явно заметна синхронизация позиции России с подходами Азербайджана. Иногда они даже совпадают. Как в таких условиях и с такой позицией можно способствовать стабильности?
С.В.Лавров: Не совсем понимаю, на основании чего Вы делаете вывод, что наши позиции с Азербайджаном совпадают в контексте вопроса о том, почему у нас есть проблемы в отношениях с Арменией. Получается, исходя из Вашего вопроса, что по проблематике Южного Кавказа и по вопросам нормализации армяно-азербайджанских отношений, у Вас складывается впечатление, что мы занимаем одну сторону. Это не так.
Мы занимаемся вопросами, которые, на наш взгляд, являются весьма актуальными – вопросами нормализации отношений между Ереваном и Баку, исходя из нашей глубокой заинтересованности в том, чтобы наши братские народы жили в мире и добрососедстве.
У нас отношения стратегического партнерства, союзничества с армянской и азербайджанской стороной. Мы в этом кровно заинтересованы. В отличие от стран, расположенных далеко от Южного Кавказа и продвигающих совсем другую повестку дня, нацеленную на то, чтобы как можно дольше сохранять здесь напряженность, рассчитывая, что в рамках этой напряженности они будут более эффективно продвигать свои геостратегические интересы.
Россия руководствуется договоренностями, которые с согласия Еревана и Баку достигались в трехстороннем формате на уровне наших лидеров в 2020-2022 гг. Заключена целая серия (1,2,3,4) трёхсторонних договоренностей по вопросам общей нормализации мирного договора, разблокирования экономических и транспортных связей в этом регионе, делимитации и демаркации границы в будущем. Мы участвуем в этой работе ровно в той степени, в которой наше участие востребовано Ереваном и Баку. Ни больше ни меньше.
Вопрос: На пресс-конференции по итогам 2024 г. Вы назвали отношения с Арменией непростыми. Но еще три года назад ситуация была совсем иная. В чем причина того, что эти отношения усложнились и при каких условиях, по Вашему мнению, можно было бы вернуть диалог с Ереваном на положение трехлетней давности?
С.В.Лавров: Не знаю ни одной страны, отношения с которой я бы назвал простыми. Представьте себе: у нас простые отношения со страной «Х». Не бывает такого. В любых отношениях есть вопросы, требующие решения. Чем ближе страны и народы, тем богаче их взаимодействие во всех сферах – в политической, в сфере безопасности, в экономической, в гуманитарной, в культурной. А чем богаче отношения, чем больше проводится мероприятий, тем больше возникает практических вопросов.
Помимо этого, есть и вопросы политического характера, которые некоторыми кругами сознательно обострялись в наших отношениях. Об этом говорили Президент В.В.Путин и Премьер-министр Н.В.Пашинян в ходе их встреч в последние несколько месяцев. Были две встречи (1,2) и телефонный разговор.
Сегодня мы с А.С.Мирзояном договорились о том, что впредь тоже будем (как это делали и на предыдущих встречах) откровенно и честно говорить друг другу о том, какие озабоченности возникают в Армении по отношению к России, и нашей страны к Армении. Будем стараться принять меры к тому, чтобы медийное пространство не использовалось недоброжелателями наших стран в интересах превращения нормальных рабочих отношений в какие-то «непростые».
Еще раз скажу, что у нас есть полное понимание необходимости открытого, честного диалога. Наши руководители подают нам пример. Убежден, что это правильный путь. Мне кажется, мой коллега и товарищ А.С.Мирзоян с этим согласен.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать первые заявления Президента США Д.Трампа в сфере внешней политики – от выхода США из Парижского соглашения по климату, Всемирной организации здравоохранения, а также намерения ввести пошлины в отношении стран БРИКС, переименования Мексиканского залива? Недавно М.Рубио был назначен госсекретарем США. Можно ли ожидать возобновления контактов между Москвой и Вашингтоном?
С.В.Лавров: Могу прокомментировать решения, анонсированные Президентом Д.Трампом. Этим занимаются многие политологи. Коротко скажу, что очевидно – это указатель на то, какими методами Президент Д.Трамп и его администрация намерены продвигать интересы Соединенных Штатов на мировой арене.
Интерес США никогда не менялся, независимо от того, демократы или республиканцы находятся в Белом доме. Он заключается в том, чтобы всегда быть сильнее любого конкурента. Предыдущая администрация руководствовалась этой же задачей. Президент Д.Трамп показал, какими методами он хочет достигать этой цели.
С уважением относимся к выбору американского народа. Как я понимаю, руководство США при Президенте Д.Трампе тоже уже не раз давало повод говорить о том, что и они с уважением относятся к выбору российского народа.
Что касается контактов. Президент В.В.Путин, отвечая на этот вопрос, ответил положительно. Впоследствии и Президент Д.Трамп сказал, что он намерен в ближайшее время выйти на контакт с Президентом Российской Федерации. Ответ давно известен.