8 ноября – день памяти святого Димитрия Солунского. Святой был хорошо известен в Киевской Руси. Ему посвятили Дмитриевский монастырь в Киеве, который сейчас называется Михайловский Златоверхий монастырь. Помимо иконописи, церковных писаний и архитектуры образ святого также можно встретить и литературе Древней Руси.
Проникновение образа святого в русской средневековой культуре можно связать прежде всего с кирилло-мефодиевской традицией и спереводной агиографией о Солунском чудотворце.
Агиогра́фия (от др.-греч. «святой» и «пишу») –богословская дисциплина, изучающая жития́ святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
Особое почитание св. Димитрия славянскими мастерами слова объясняется и тем, что они сами были выходцами из Солуна, охраняемого этим святым воином. Одним из источников древнерусской летописи, является агиографическая литература о св. Константине-Кирилле и о св. Мефодии. Заимствуя отрывки из «Жития Мефодия», так называемое «Сказание о переложении книг на славянский язык», включенное в «Повесть временных лет», отмечает значимость даты 26 октября (Дмитриев день по церковному календарю) как некой вехи в переводческой и литературной деятельности Мефодия. Таким образом, святой Димитрий незримо покровительствует книжным трудом напользу славянскому роду.
Вдобавок к этому, Димитрий выступает и в роли патрона и, соответственно, заступника княжеской институции на Руси. Он был духовным покровителем как киевского князя Изяслава Ярославича, так и Всеволода III и Дмитрия Донского.
Агиографическая литература о вмч. Димитрии очень рано проникает из Византии в славянский мир. Вместе с переводом греческих Синаксарей житийные тексты об этом святом входят в славянский обыкновеный Пролог и в Стишной Пролог. Византийские переводные жития, апокрифные версии и чудеса, некоторые из которых возникли в славянской среде, получили широкое распространение на славянском юге и на Руси. По ним св. Димитрий известен как мученик за веру, воин и защитник христиан от иноземных нашественников.
В летописном рассказе «Повесть временных лет» о походе князя Олега на Царьград в 907 году можно найти одну из древнейших ссылок на образ св. Димитрия в древнерусской литературе. С небесным заступником Солуна, олицетворяющим идеал победоносного воина, сравнивается сам русский князь Олег, успешно дошедший до стен Царьграда. Русским войскам во главе с Олегом византийцы выносят отравленную муку и вино, но вещий князь не прикасается к ним, догадываясь об этом. Византийцы пугаются, подумав, что отрава не действует на Олега и что на них пошел сам христовый воин Димитрий покарать их за грехи.
Как можно видеть, благодаря литературе множество самых редких и интересных образов доживает и до наших дней, давая нам возможность больше узнать о различных историях и традициях.
Автор статьи: Варвара Картушина