Пятница, 26 апреля

Роль женщин в изобразительном искусстве Марокко: что могут рассказать истории художниц

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Опубликованная в 2019 году статья Самир Эль Азхара «Меняющиеся роли женщин-художников в Марокко» посвящена историям женщин-марокканок, связанных с изобразительным искусством. Автор, работающий в Университете Хассана II в Касабланке, рассказал о вкладе художниц в художественное наследие страны и о том, с какими трудностями им приходилось сталкиваться на своем пути.

«Женщины-художницы активно участвуют в развитии и росте изобразительного искусства в Марокко. Эта статья призвана подчеркнуть их важный вклад в марокканское изобразительное искусство. В нем рассматривается доступ женщин к области изобразительного искусства, выделяются последовательные категории для понимания видов работ, которыми женщины-художники занимались с момента обретения страной независимости в 1956 году, и проблем, с которыми они сталкивались. Исследователь фокусируется на художественном опыте конкретных художников, которые, как считается, являются представителями определенной исторической эпохи или художественного направления. Более того, автор пытается поместить этих художников в культурно-исторические рамки, чтобы контекстуализировать их художественное творчество», – говорится в аннотации к статье.

Пионеркам изобразительного искусства Самир Азхар отводит в своём тексте особую роль. По мнению исследователя, их творчество было сопряжено с культурной революцией, произошедшей в Марокко в ХХ столетии и изменившей жизнь девушек.

«В первой половине 20-го века Марокко стало свидетелем важных социальных изменений, которые определили его будущее. Одним из важных шагов в будущее стало предоставление девочкам возможности получать среднее и университетское образование. Раньше девочкам разрешалось посещать начальную школу, но они должны были покинуть ее, как только получали аттестат об окончании начальной школы. В 1930-х годах лидеры националистического движения, которые были учеными-религиоведами в университете Аль-Куарауйин, позволили своим дочерям покинуть гарем для поступления в среднюю школу. Это привело к изменениям в одежде, которые позволили молодым девушкам легко ходить по улицам», – отмечается в статье.

Обычно среди женщин, выбравших вместо ткацкого станка кисть для живописи (хотя это и не привело к отказу от традиционных узоров), называют Мерьем Мезиан и Чемс Эддоху Атаа Алла. Однако, среди них также были Фатима Хассан, Чайбия Талал, Малика Агезнай и Латифа Тиджани.

Чуть позднее по времени, но не по значимости от них, создавали работы следующие художницы: Хадиджа Танана, Нуфисса Бенджаллун, Бенхила Реграгия, Фузия Гессусс и многие другие.

Лалла Эссаиди

Отметим, что женская фотография, живопись и скульптура и сейчас неразрывно связана с культурой страны. Марокканские творцы обладают самобытным стилем, а их героинями и продолжают оставаться женщины, олицетворяющие исторические традиции Востока. Чаще всего для выражения своего видения современные представительницы марокканской культуры, используют фотографию. Особенно примечательны в этом плане работы Лаллы Эссаиди (сейчас работает в Бостоне). Циклы её постановочных фото завораживают сочетанием национальных мотивов, традиционной одежды и исторического наследия Марокко.

Предлагаем ознакомиться с трудом автора, доступным на сайте ResearchGate.

Share.

Comments are closed.