Среда, 17 апреля

Священные Пещеры Могао в Дуньхуане

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

«Пещеры тысячи Будд» (Цяньфодун), также известные как Могао – пещерный храмовый комплекс, который является настоящей сокровищницей буддийского искусства.

Все пещеры в составе комплекса расположены в пустыне, примерно в 15 милях к юго-востоку от города Дуньхуан на северо-западе Китая. В них отражена история этого древнего города как одной из ключевых точек Великого Шёлкового пути: путешествуя, монахи и паломники распространили ряд религий, включая буддизм, в районах вокруг торговых путей.

К концу IV века этот район превратился в оживлённый пустынный перекрёсток караванных путей Великого Шёлкового пути, соединявшего Китай и Запад, а уже к X веку в городе насчитывалось около 15 буддийских монастырей. Город также лежал на пути паломников из Тибета к священной горе Вутай.

 

В какой-то момент в начале XI века здесь был обнаружен огромный архив, насчитывающий до 50000 документов, сотни картин, а также текстиль и другие артефакты. Вход в него был скрыт за настенной росписью, и клад оставался скрытым от глаз на протяжении многих веков. В 1900 году его открыл Ван Юаньлу, даосский монах, который назначил себя настоятелем и хранителем пещерных храмов. Первая западная экспедиция, достигшая Дуньхуана, прибыла сюда в 1879 году. И только спустя 20 лет уроженец Венгрии Марк Аурель Стейн, известный британский археолог и исследователь, рассказал о важности этих пещер общественности.

Стейн прибыл в Дуньхуан в 1907 году. Местный аббат продал археологу 7000 полных рукописей и 6000 фрагментов, а также несколько ящиков, наполненных картинами, вышивками и другими артефактами.

За ним последовали и другие экспедиции, в результате которых дуньхуанские рукописи и рисунки на свитках оказались разбросаны по всему земному шару. Основную часть материала можно найти в Пекине, Лондоне, Дели, Париже и Санкт-Петербурге. Исследования, основанные на текстовом материале, найденном в Дуньхуане, позволили лучше понять необычайное взаимообогащение культур и религий, которое происходило здесь с IV по XIV века.

Пещерный храм 257, Дуньхуан, провинция Ганьсу

Всего в Могао существует около 492 сохранившихся пещерных храмов, датируемых V-XIII веками. За тысячу лет художественной деятельности в Дуньхуане стиль настенных росписей и скульптур изменился.

Буддийская септада в нише вдоль западной стены пещеры Могао 45, династия Тан

Ранние пещеры демонстрируют больше индийское и западное влияние, в то время как по рисункам во времена династии Тан (618-906 гг. н.э.) очевидно влияние китайских стилей живописи императорского двора. В течение X века Дуньхуан стал более изолированным, и организация местной академии живописи привела к массовому производству картин с собственным уникальным стилем.

Богиня милосердия, пещера 57, династия Тан

Все пещерные храмы были созданы людьми вручную, и убранство каждого, по-видимому, было задумано и выполнено как единое концептуальное целое. Настенные росписи выполнены в виде сухих фресок, а стены изготовлены из смеси глины, соломы и тростника, покрытые известковой пастой. Скульптуры сделаны из деревянной арматуры, соломы, тростника и гипса. Краска же как на картинах, так на и скульптурах была нанесена минеральными пигментами, а также листовым золотом и серебром.

Западный рай, Пещерный храм 172, династия Тан, Дуньхуан, провинция Ганьсу

Местное искусство также отражает изменения и в религиозных верованиях и ритуалах в местах здешнего паломничества. В ранних пещерах обычно изображались притчи Джатаки – притчи о предыдущих жизнях Будды. Во времена же династии Тан большую популярность здесь получила Школа Чистой земли – наиболее популярное течение дальневосточной Махаяны, учение на основе веры в Будду Амитабхи. Различные райские картины украшают стены пещерных храмов этого периода, каждая из которых представляет царство другого Будды.

Вид на Северные пещеры Могао, фотография, сделанная в 1943-44 годах, Архив Ло

Во время Второй мировой войны знаменитый китайский живописец Чжан Дацянь проводил время в Дуньхуане со своими учениками – они копировали наскальные рисунки. Фотожурналист Джеймс Ло – друг Чжан Дацяня – присоединился к нему, систематически фотографируя пещеры.

Вид на север из пещеры Могао 268, Фотография, сделанная в 1943-44 годах, Архив Ло

Так, в 1943 году они начали проводить здесь свою фотокампанию, которая продолжалась в течение восемнадцати месяцев. Архив Ло (который сейчас хранится в Принстонском университете) состоит примерно из 2500 чёрно-белых исторических фотографий храмов Могао. Поскольку электричества не было, Джеймс Ло разработал систему зеркал и тканевых экранов, которые рассеивали свет по коридорам пещер, освещая тем самым картины и скульптуры для их дальнейшего исследования.

Сегодня пещерные храмы Могао в Дуньхуане являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (). В соответствии с соглашением о сотрудничестве с Государственным управлением культурного наследия Китая (SACH) Институт сохранения Гетти с 1989 года сотрудничает с Академией Дуньхуан в области охраны этого культурно-исторического памятника. В настоящее время пещерные храмы открыты для посещения туристами.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина

Share.

Comments are closed.