Пятница, 26 апреля

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко информационному агентству ТАСС

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: Андрей Юрьевич, поздравляем Вас с Днем дипломата! В системе МИД России Вы отвечаете за регион, который является приоритетным не только для нашей страны, но и для мира в целом. Так, в последнее время западные партнеры постоянно обвиняют Москву в подготовке провокаций на Украине. В этой связи вопрос: как российским дипломатам удается не вестись на провокации и продолжать диалог?

Ответ: Благодарю Вас за поздравление!

В этот день, день Дипломатического работника, мне особенно приятно отдать должное всем нашим коллегам, которые работают в крайне непростой внешнеполитической обстановке, на ежедневной основе сталкиваясь с провокациями и откровенно враждебными действиями отдельных государств. В этой ситуации крайне необходимы выдержка, спокойствие, глубокое понимание происходящих политических процессов. К счастью, всеми этими и многими другими качествами российские дипломаты обладают сполна. Именно это, а также абсолютная уверенность в правомерности и обоснованности российской позиции позволяет им продолжать диалог и защищать интересы нашей страны на мировой арене.

Вопрос: России приписывают разные коварные планы в отношении Украины – например, по вторжению или иным устрашающим сценариям. Более того, НАТО и Вашингтон до этого даже называли конкретные сроки, а теперь выражают некую неуверенность, что Россия все-таки намерена предпринять что-то подобное. Какова, на Ваш взгляд, реальная, прагматичная цель таких акций? Не хотелось бы думать, что солидные представители западных стран делают это исключительно ради очернения России. Может быть, в основе подобной кампании против нашей страны находится что-то более конкретное?

Ответ: Вынуждены констатировать – чуть ли не всё, что делают западные страны на украинском направлении, имеет своей целью, прежде всего, т.н. сдерживание России, подрыв нашей обороноспособности и экономического развития. Многие шаги предпринимаются для того, чтобы рассорить между собой славянские народы, не допустить тесного взаимодействия бывших союзных республик, которое привело бы к укреплению позиций, в том числе экономических, наших стран в мире. При этом сама Украина, равно как и благополучие её жителей, на Западе мало кого интересует.

Ситуация дошла до абсурда. Сегодня уже сами украинские власти, осознавшие, что Запад банально манипулирует ими, заявляют, что не видят оснований для истерии вокруг готовящегося «вторжения» России. Мы также неоднократно и на различных уровнях заявляли, что не имеем планов относительно какого-либо «вторжения» или «нападения» на Украину. Однако на Западе, да и украинцы тоже, нас слышать не хотят. Очевидно, что установление мира на Украине в планы НАТО не входит.

Вопрос: Не рассматривает ли Россия эвакуацию своих дипломатов из Украины на фоне все более обостряющейся ситуации вокруг этой страны?

Ответ: Как Вы помните, первые сообщения о якобы «эвакуации» российских дипломатов появились почти месяц назад в американском издании «The New York Times». МИД России тогда опроверг эти слухи. На самом деле американцы выдали за «эвакуацию» и традиционные новогодние праздники. Буквально через несколько дней о начале эвакуации своего Посольства из Киева объявили сами США. Их примеру последовали несколько западных стран. Очевидно, это связано с тем, что наши западные коллеги, видимо, знают нечто такое, что нам неизвестно, либо что-то готовят. В этой ситуации оставляем за собой право также принять необходимые меры по обеспечению безопасности наших дипломатов на Украине, их защиты от возможных провокаций киевского режима или третьих стран, вплоть до организации эвакуации на Родину.

Вопрос: Стоило вздохнуть с облегчением после урегулирования ситуации в Казахстане, как возобновились боестолкновения на границе Таджикистана и Киргизии. К сожалению, конфликты на постсоветском пространстве вспыхивают все чаще и чаще даже между союзниками (в этом случае по ОДКБ). Чем Вы можете это объяснить, и что может в этой связи сделать Россия?

Ответ: Обстановка на киргизско-таджикской границе в Ферганской долине остаётся неспокойной, что вызывает нашу самую серьёзную тревогу. Последовательно выступаем за решение всех возникающих там споров исключительно мирными средствами, неукоснительное соблюдение договорённостей о прекращении огня, отвод сил и военной техники, недопущение разжигания межнациональной розни, в том числе в СМИ.

Первопричина очевидна. Пока не будет решена проблема делимитации и демаркации границ, рецидивы столкновений исключать нельзя. Несогласованные границы несут в себе и другую опасность – проникновения радикальных экстремистских группировок, члены которых вербуют в свои ряды социально уязвленное население. Россия готова поделиться с Бишкеком и Душанбе своим опытом пограничного размежевания. Он у нас богатый. Особенно с их общим соседом – Казахстаном.

Что касается ОДКБ, то она поддерживает стремление Киргизии и Таджикистана к урегулированию всех спорных вопросов в духе союзничества и добрососедства, заложенных в основе деятельности этой Организации.

Вопрос: Силы ОДКБ провели успешную операцию в Казахстане. Многие посчитали это своего рода показательным выступлением. Можете ли Вы сказать, что Организация после казахстанских событий стала более привлекательной для тех стран, кто вышел из ОДКБ ранее или же рассматривал возможность вступления? Есть ли у ОДКБ вообще задача расширяться, как это делала НАТО?

Ответ: Действительно, в ходе миротворческой операции в Казахстане в январе с.г. ОДКБ успешно прошла серьезный «экзамен» на боеспособность. Приходилось действовать в условиях жестких временных рамок, принимать решения, можно сказать, за считанные часы. Государства-члены Организации продемонстрировали, что готовы быть едиными не только на словах, но и на деле.

Организация уже многие годы ведет на постоянной основе серьезную работу и вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности – это, например, борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими современными трансграничными вызовами, меры по недопущению вербовки наших граждан для участия в террористической деятельности за рубежом и нейтрализации ресурсной базы терорганизаций на территории стран ОДКБ.

Опыт Организации, наработанный в этих и других сферах, неизменно вызывает интерес у наших стран-соседей, также заинтересованных в создании общего пространства безопасности. В ряде специальных операций и учений ОДКБ регулярно принимают участие представители государств, в том числе европейских, а также профильных международных структур в качестве наблюдателей.

Что касается, как Вы говорите, «расширения» ОДКБ, то, разумеется, это не закрытый клуб. В основополагающих документах заложено, что членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе и других действующих в рамках ОДКБ международных договорах и решениях.

Кроме того, появились и новые формы для развития разнопланового сотрудничества заинтересованных стран и международных организаций с ОДКБ. В январе прошлого года в силу вступили положения, учреждающие статусы Партнера ОДКБ и Наблюдателя при Организации.

Вопрос: Ранее Россия призывала западных партнеров оказать давление на Киев, чтобы украинские власти начали выполнять минский «Комплекс мер». На последней встрече в «нормандском формате» в Париже заместитель Руководителя Администрации Президента России Д.Н.Козак заявил, что оказывать давление на Украину бессмысленно. Что поменялось? Появились ли сигналы от Киева, что они готовы выполнять обязательства, или же Париж и Берлин дали понять, что не будут прилагать для этого усилий?

Ответ: Прежде всего, если говорить о переговорном процессе по урегулированию внутриукраинского кризиса, необходимо понимать, что главной площадкой для этого является Контактная группа, в которой присутствуют все стороны конфликта – Киев, Донецк и Луганск. К сожалению, в ходе последних заседаний (26 января и 9 февраля с.г.) украинская сторона продолжала заниматься открытым саботажем.

Задача же «нормандского формата» заключается в придании политических импульсов работе Контактной группы, помощи Киеву в выполнении взятых им на себя обязательств в рамках Минских соглашений. 26 января с.г. в Париже прошли переговоры политсоветников лидеров стран «нормандского формата», главным результатом которых можно считать подтверждение всеми участниками безальтернативности Минских соглашений и необходимости соблюдения мер по укреплению режима прекращения огня от 22 июля 2020 г. К сожалению, дальше этого продвинуться не удалось. Более того, сделанные уже после встречи советников заявления киевских властей ставят под вопрос искренность их намерений разрешить кризис в Донбассе мирными способами на основе «Комплекса мер» и перечёркивают появившийся было у нас осторожный оптимизм.

В частности, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А.Данилов в интервью агентству «Associated Press» 31 января с.г. заявил, что реализовать Минские соглашения «невозможно», а Министр иностранных дел Украины Д.Кулеба в интервью польскому изданию «Rzeczpospolita» сказал, что у Донбасса «никакого особого статуса, как представляет Россия, никакого права вето не будет».

По этой причине, если украинские власти действительно заинтересованы в прекращении конфликта в Донбассе, они, прежде всего, должны проявить мужество и выполнить взятые на себя обязательства в рамках Минских соглашений. Задача посредников – России, Германии и Франции – им в этом помочь.

Вопрос: Есть ли в планах проведение встречи нормандской «четверки» на уровне глав МИД? Или такой вопрос даже не обсуждается?

Ответ: В настоящий момент проведение переговоров на уровне министров иностранных дел «нормандского формата» не стоит на повестке дня. Как мы неоднократно заявляли ранее, встреча ради встречи не имеет никакого смысла. Сперва необходимо согласовать общее понимание направления дальнейшего движения, избавиться от разночтений Минских соглашений.

Именно этим занимаются политические советники лидеров стран «нормандской четверки», кстати, с активным участием представителей внешнеполитических ведомств. Рассчитываем, что в ближайшее время в рамках этого формата удастся нащупать пути разрешения накопившихся разногласий и Киев наконец-то сможет приступить к выполнению взятых на себя еще 7 лет назад обязательств по минскому «Комплексу мер».

Вопрос: Президент Украины В.А.Зеленский выступил за организацию новой переговорной площадки Россия – Украина – США. Как в Москве оценивают эту инициативу?

Ответ: Не имеем принципиальных возражений против подключения Вашингтона к процессу мирного урегулирования внутриукраинского конфликта. Понимаем, что США обладают существенным влиянием на Киев и могут побудить его к выполнению Минских договоренностей. О намерении добиваться от Украины реализации минского «Комплекса мер» заявлял и Президент США Дж.Байден в ходе переговоров с Президентом России В.В.Путиным. Хочется верить, что ему удастся сдержать свое слово. Разумеется, возможное подключение США должно иметь положительную «добавленную стоимость». В противном случае, толку от него не будет.

В то же время хотел бы еще раз подчеркнуть, что центральной переговорной площадкой по поиску выхода из затянувшегося кризиса на Украине остается минская Контактная группа, предназначенная для выработки решений путем прямого диалога между сторонами конфликта – Киевом, Донецком и Луганском – при посредничестве ОБСЕ и России. Все остальные форматы выполняют лишь вспомогательные функции.

Вопрос: В начале декабря 2021 г. в Москве прошло первое заседание Консультативной региональной платформы «3+3» под сопредседательством заместителей министров иностранных дел Российской Федерации, Азербайджана, Армении, Турции и гендиректора МИД Ирана. Согласованы ли уже сроки и место проведения следующего заседания? Нет ли до сих пор каких-либо позитивных сигналов от Грузии?

Ответ: Состоявшееся 10 декабря 2021 г. учредительное заседание Консультативной региональной платформы «3+3» считаю успешным. По итогам встречи мы условились с партнерами сфокусировать деятельность формата на вопросах, представляющих взаимный интерес и нацеленных на укрепление мер доверия в регионе. В их числе – развитие торгово-экономических, транспортных и культурно-гуманитарных связей, а также противодействие общим вызовам и угрозам.

Решено проводить заседания на регулярной основе не реже двух раз в год. Заявки на проведение следующего мероприятия поступили уже от нескольких столиц.

Что касается Грузии, то все участники выразили надежду на ее присоединение к «3+3». Для Тбилиси дверь оставляется открытой. Важно, чтобы региональные дела обсуждались с участием всех стран Южного Кавказа.

Вопрос: Если вспомнить о целях создания СНГ и еще раз перечитать текст Соглашения, подписанного более 30 лет назад, в частности статьи 3,6 и 7, где говорится о гарантиях прав национальных меньшинств, сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, координации внешнеполитической деятельности, формировании общего экономического пространства и совместном осуществлении миграционной политики и борьбы с организованной преступностью, то возникает вопрос: когда мы были ближе к достижению поставленных целей – на момент создания Содружества или сейчас? Достигнут ли прогресс на этих направлениях, или заявленные цели все еще остаются где-то на линии горизонта?

Ответ: Конечно, многие цели, которые ставились при образовании СНГ, были впоследствии достигнуты. Возможно, для этого потребовалось больше времени, чем ожидалось, однако необходимо учитывать, что создание и становление СНГ пришлись на крайне сложный период нашей истории. На тот момент главной задачей было смягчить, насколько возможно, последствия распада Советского Союза, создать основу для налаживания равноправного партнерства новых независимых государств. И с ней Содружество, безусловно, справилось.

Со временем углубленное сотрудничество по некоторым направлениям стало развиваться в рамках других организаций: военное – в формате Организации Договора о коллективной безопасности, экономическое – в формате Евразийского экономического союза. Было образовано Союзное государство России и Белоруссии. Но основой для их создания стали международные договоры, подписанные в рамках СНГ.

За 30 лет своего существования СНГ прошло большой путь, стало не только удобной площадкой для политдиалога, но и существенно расширило спектр своей практической деятельности. На сегодняшний день помимо упомянутых Вами направлений осуществляется сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере, в области науки, образования, здравоохранения, обеспечения безопасности и многих других. Поддерживаются насыщенные межпарламентские контакты. По линии Межпарламентской Ассамблеи СНГ принято около 600 модельных законов и других документов, направленных на гармонизацию законодательства стран Содружества. Всего в СНГ подписано более 630 международных договоров, 568 из которых действуют. Можно с уверенностью сказать, что по разнообразию форм взаимодействия и количеству совместных проектов реальной альтернативы Содружеству в постсоветском регионе в настоящее время не существует.

Одним из наших приоритетов является укрепление внешнеполитической координации. Ежегодно в рамках Содружества принимаются совместные позиционные документы по актуальным международным темам. В 2021 году по инициативе России был утвержден целый ряд таких заявлений – по вопросам укрепления роли международного права, сотрудничества в области обеспечения биологической безопасности, в сфере миграции, защиты избирательных прав граждан и гарантий электорального суверенитета и др. Выработка общих подходов по наиболее важным проблемам позволяет странам Содружества выступать в качестве группы единомышленников, говорить одним голосом на мировой арене, прежде всего, в ООН и других международных организациях, повышая таким образом авторитет нашей организации.

В нашем поле зрения постоянно находятся вопросы обеспечения безопасности внешних границ Содружества, борьбы с транснациональной преступностью и наркотрафиком. На фоне обострения ситуации в Афганистане руководством стран СНГ поставлена задача вывести это сотрудничество на новый уровень, обеспечить сопряжение усилий в рамках организации с ОДКБ и ШОС.

Продолжается развитие совместных механизмов взаимодействия в военной сфере – объединенной системы ПВО СНГ, объединенной системы связи вооруженных сил стран Содружества, Единой системы государственного радиолокационного опознавания. Востребован обмен опытом в сфере борьбы с международным терроризмом. Оборонные ведомства государств-участников СНГ проводят совместные учения, состязания, сборы и командно-штабные тренировки.

Упомянутая Вами миграционная тематика приобрела особую актуальность на фоне пандемии коронавируса. Российские компетентные органы в постоянном контакте с дипломатическими миссиями стран СНГ и диаспорами оперативно решают проблемные вопросы. Хорошим примером сотрудничества на этом треке можно считать уже действующее мобильное приложение «Путешествую без COVID-19», разработанное в целях безопасного передвижения граждан в условиях пандемии.

Уже тот факт, что в нынешней непростой геополитической и экономической ситуации, нарастании традиционных и появлении новых вызовов и угроз Содружество остается ключевой диалоговой площадкой между постсоветскими странами, платформой для развития более продвинутых интеграционных объединений, свидетельствует, что данная модель совместного развития оказалась действительно успешной и комфортной для всех государств-участников.

Источник: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1798139/?TSPD_101_R0=08765fb817ab20007eee664f55429988cc45c904d53cdb589e6c6916f2c9350fd753e702a41d8100084abee7901430003a2e973bd32f766f4f31711d96e8f34a31c6e762dbf007f89ca9f64ab32c275f83a3992703b45958c9dee1a94fead6a4

Share.

Leave A Reply