Пятница, 26 апреля

Есть ли шансы у правых в Бразилии?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Интервью с Владимиром Блиновым, доцентом Финансового университета при Правительстве РФ  (vvblinov@fa.ru)

– На сегодняшний день многие эксперты сходятся во мнении, что во всем мире политический маятник качнулся влево. Социалисты и социал-демократы побеждают почти везде. Изменения, связанные с расстановкой политических сил, конечно, в большей степени затрагивают внутреннюю ситуацию в странах, но и оказывают влияние на внешнюю политику государства. Согласны ли вы с этим мнением? Если да, то с чем связываете такую тенденцию?

– Во-первых, я бы хотел обратить внимание, что привычные для публицистики слова «левый» и «правый» на общемировом уровне дают искаженную картину, поскольку есть большое число стран – в том числе современная Россия – где социал-демократические ценности и марксистские лозунги звучат не в устах космополитов, а разделяются державниками.

На протяжении XX-го века для многих народов, не входящих в «золотой миллиард», идеалы интернационализма и коммунизма приобрели значение самостоятельного развития: не в орбите Европы, США и НАТО. В странах Латинской Америки социал-демократия – это прежде всего ценность независимости от провозгласивших главенство со времен президента Монро североамериканцев. Если посмотреть на политический цвет латиноамериканского региона, то во многих государствах у власти находятся «розовые» политические силы: в Бразилии, Колумбии, Венесуэле, не говоря уже «красном» острове свободы. Разумеется, подобное следует рассматривать как движение в сторону большей свободы от вмешательства как США, так и мирового рынка, где многим государствам уготован удел сырьевых колоний.

– 8 января cторонники бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару провели демонстрацию в столице против действующего лидера страны Луиса Инасиу Лулы да Силвы с требованием пересмотра итогов голосования на президентских выборах в 2022 году, где бывший президент уступил 1,6% голосов. Владимир, как вы думаете, почему протесты в Бразилии пошли по американскому сценарию?

– Да, Луис Лула является человеком, выражающим неприятельское отношение к США. Он уже прошелся по вмешательству НАТО в события на Украине. Тем не менее, Бразилия находится на другом конце земного шара и это всего лишь сказанные на камеру слова. Укрывшийся в США бывший президент Болсонару тоже доброжелателен к России и в феврале 2022 года посещал Москву.

Последние события показывают, что в Бразилии существует значимый раскол на правых и левых, но говорить о кардинальной смене внешнеполитического курса – безосновательно. Какой бы «левый» президент ни был избран, он вряд ли будет в состоянии что-то кардинально изменить, раз сумел заручиться не только поддержкой избирателей, но и групп интересов внутри страны.

Вот ситуация в Венесуэле, где большое количество населения находится за чертой бедности, располагает к неожиданным поворотам, а Бразилия экономически развита, здесь помимо добычи нефти и газа продают на экспорт авиатехнику.

Хорошо известно, что в свое время Советский Союз сдержанно поддерживал президента Чили Альенде, убитого в результате переворота Пиночета в 1973 году, поскольку в Москве хорошо понимали, что для победы социализма мало победы на выборах, нужна революция подобная той, что произошла в 1959 году на Кубе. Главная проблема Лулы в том, что его поддержали беднейшие северные штаты, а находиться как главе государства ему приходится в южных. Есть все основания говорить о происходящих событиях как о следствии раскола бразильского общества, а не цветной революции.

– Некоторые российские аналитики считают, что Вашингтон намерен разрушить БРИКС (куда входит Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). В том числе по этой причине советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан приехал в Бразилию 3 января. Заинтересованы ли Соединенные Штаты в Бразилии с точки зрения противостоянии с Россией? Как политическая ситуация в этой стране может сказаться на объединении БРИКС?

– БРИКС пока далек от того, чтобы стать синдикатом на манер ОПЕК или валютным союзом по образцу европейского. Разрушать единство входящих в БРИКС государств можно и без раскачивания самого клуба. Пока больший интерес для США в противостоянии с Россией представляют Иран, Китай, Индия и Турция, и своих поводов американцам пристально следить за Бразилией гораздо больше, чем связанные с БРИКС или Россией перипетии.

– Как исторически складывалось соотношение политических сил Бразилии? Что влияло на политические настроения населения?

– Лула уже был на посту президента Бразилии, правда, в прошлый раз по результатам правления оказался в тюрьме, но, добившись оправдания, вновь избрался на этот пост. Его поддерживает весьма пестрая палитра сил на левом фланге, в том числе коммунисты. Да, среди его сторонников есть симпатизирующие всем современным формам эмансипации, но это не является чем-то существенным. В Бразилии и слева и справа есть свои одиозные личности, а, как показали результаты последних выборов, разница в 2% способна кардинально поменять расклады.

Бежавший в США Жаир Болсанару во многом является помпезной правой фигурой, чьи провокационные высказывания позволили многим сравнивать его с Дональдом Трампом. Он высказывался в поддержку военной хунты 1964–1985 годов, на показ выставляет нетерпимость к меньшинствам, шутит о правах женщин – в общем является показательным примером того, что в современности называют токсичной мизогинией.

Все это, конечно, не какая-то особая черта Бразилии, а пример того во что превращается демократия в современности, где стороны максимально театрализуют процесс. Особый вклад в это вносит то, что Бразилия расколота на множество идентичностей по цвету кожи, вероисповеданию и уровню жизни. Как результат, бурлящий политический процесс наглядно показал себя в последних событиях.

– Какие слои населения поддерживают консерваторов в современной Бразилии и чем обусловлен их выбор?

– В современном мире т.н. классовый подход уже не работает, когда твое социальное положение определяет политические предпочтения. В отношении Латинской Америки можно сказать, что военные и католики там являются носителями традиционных ценностей, но эти группы уже перестали быть столь влиятельными и многочисленными как ранее. Остальные круги общества делают свой выбор в пользу традиций или прогресса исходя из вкуса и склада мышления, а не групповой принадлежности. Среди правых сегодня много рабочих, крестьян, обычных горожан, но, главное, всех тех, у кого в глазах пестрит от излишне пестрой картины современности.

– И последний вопрос для всех наших собеседников: что для вас БРИКС и кто вы в нем?

– БРИКС для меня это уверенный шаг на пути к созданию мира, где не будет навязываться единый образ жизни, примером чему стала «большая семерка». БРИКС – это союз равноправных цивилизаций, который позволит им реализовать взаимовыгодное экономическое и политическое взаимодействие.

Источник: сайт БРИКС

Share.

Leave A Reply