Пятница, 26 апреля

Нара: единственный японский город на Великом Шёлковом пути

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Япония – одна из крупнейших стран на восточной стороне Великого Шёлкового пути, которая на протяжении веков была хорошо известна своими традициями, богатством и потрясающим искусством. Несмотря на то, что расположение страны восходящего солнца вызывало у путешественников трудности с тем, чтобы добраться до неё, товары всё равно попадали туда. Одним из самых влиятельных предметов импорта, привезённых в Японию по старым торговым путям, был буддизм.

Так, город Нара (Хэйдзё-кё), древняя столица Японии с 710 по 784 год нашей эры и нынешняя столица одноимённой префектуры на юге центральной части острова Хонсю, которая считается значительным центром японской культуры, изобилует синтоистскими святынями и буддийскими храмами. Нара играла роль буддийского центра ещё до того, как в VIII веке приобрела политическую и социальную известность. Ряд буддийских памятников и храмов был построен здесь примерно в 600 году нашей эры по заказу принца Сётоку.

Например, храм Хорю-дзи, расположенный к юго-западу от города, был построен между 601 и 607 годами и является старейшим сохранившимся храмовым комплексом в Японии, состоящим примерно из 45 зданий. Это центр буддийской секты Сётоку, и оригинальные здания на территории комплекса являются одними из старейших деревянных сооружений в мире, включая пятиэтажную пагоду и главный зал (хондо).

Хорю-дзи

Хорю-дзи

Хорю-дзи содержит более 2300 важных культурных и исторических предметов, среди которых около 190, которые были признаны национальными ценностями. В декабре 1993 года Хорю-дзи, как уникальное хранилище мировой буддийской культуры, стал первым сокровищем в Японии, которое было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 710 году нашей эры Нара стала имперской столицей Японии и оставалась в центре Японской империи до конца периода Нара в 794 году. Его развитие на протяжении VIII века отражает разнообразие влияний, которые способствовали формированию его топографического дизайна, поскольку новые архитектурные идеи поступали по Морскому Шёлковому пути. Первоначально известный как Хэйдзё-кё, город был расширен в соответствии с китайскими методами городского планирования, что нашло отражение в строительстве Чанъаня (ныне известного как Сиань). Нара также была спланирована в виде гипподамовой системы, заключающейся в пересечении улиц под прямым углом, прямоугольных кварталах и состоящей из буддийских храмов, синтоистских святилищ, общественных зданий и императорского дворца Хэйдзё.

Императорский дворец Хэйдзё

Помимо распространения религиозных культур, связь Нары с Великим Шёлковым путём также повлияла на товары, производимые в городе и его окрестностях. Одним из сохранившихся сооружений главного храма Тодай-дзи в Наре является хранилище Сёсоин – деревянное здание, в котором хранится более 600 личных сокровищ императора Сёму. К ним относятся предметы буддийского культа, ювелирные изделия, маски, мебель, музыкальные инструменты, картины, скульптуры и многое другое. Товары в коллекции отражают явное влияние китайской культуры, а многие стили оформления предметов были типичны для китайской династии Тан (618-907 годы нашей эры). Это подчёркивает тесную связь китайской культуры с Нарой в середине VIII века и иллюстрирует продолжающийся обмен идеями вдоль Морского Шёлкового пути.

Сёсоин

Так, изящество лютни из тутового дерева («Kuwanoki no genia»), инкрустированной перламутром и хранящейся в Сёсоине – один из сложных культурных следов танского китайского периода в японском искусстве. Известный в Китае как пипа, этот грушевидный пятиструнный инструмент был первоначально завезён в Китай из Центральной Азии в 1 или 2 веке нашей эры, приобретя там популярность. Сёсоинский пример лютни напоминает тип пипы, изображённый на фресках буддийских пещерных комплексов 3-4го веков в Дуньхуане и Юйлине на территории нынешней китайской провинции Ганьсу.

Музыканты в Западном Раю Амитабхи (Сукхавати), пещера Дуньхуан №112, период средней династии Тан

Цветочный узор, украшающий лютню и другие предметы в хранилище, такие как зеркала, шкатулки и ритуальные коврики, является дополнительным связующим звеном культурного обмена. Типичный для позднего периода Тан, цветочный мотив общепризнан как эмблема династии Тан, в то время как в Японии он известен как «kara-hana», означая «цветок Тан».

Инкрустированное перламутром лакированное зеркало

Столица империи переместилась в 784 году, и роль Нары на Великом Шёлковом пути уменьшилась. Однако город по-прежнему оставался центром буддийского учения, и религиозные памятники продолжали пользоваться покровительством общественности. Храмы Тодай-дзи и Кофуку-дзи были разрушены и восстановлены в XII веке. Кофуку-дзи был реконструирован в традиционном японском стиле Вайо, характеризующимся простотой, отказом от орнаментов и использованием натуральной древесины. Конструктивно он отличался главным залом, разделённым на две части, внешней зоной для послушников и внутренней зоной для посвящённых, шатровой крышей, покрывающей обе зоны, а также приподнятым деревянным полом вместо плиточных или каменных полов как в более ранних храмах.

Кофуку-дзи

Кофуку-дзи в статусе титульного храма клана Фудзивара был изначально основан как храм Ямасина в районе современного Киото. Но он был перенесён в Нару в 710 году лидером клана – Фухито, получив своё нынешнее название. По масштабу и собранной иконографии храм Кофуку-дзи отражал фактический политический контроль, которым обладали Фудзивара. Он был задуман как место поклонения и монашеского учения, а также как центр предоставления социальных услуг населению. После смерти Фухито в нём был построен восьмиугольный мемориальный зал, напоминающий Зал Грёз в вышеупомянутом Хорю-дзи. Это отличительное архитектурное дополнение к храму указывало на отказ от использования пагоды или ступы в качестве погребального сооружения.

Мемориальный зал в Кофуку-дзи

Зал Грёз в Хорю-дзи

Тодай-дзи же был спроектирован в стиле Великого Будды (Дайбуцу), привнесённом в Китай династией Сун.

Тодай-дзи

В Тодай-дзи также расположена одна из самых больших скульптур Будды из литой бронзы. Строительство зала Великого Будды началось в 745 году, а церемония посвящения сидящей фигуры высотой почти в 15 метров была проведена в 752 году. К сожалению, от оригинала сохранились лишь фрагменты: большая часть нынешней скульптуры относится к реконструкции 1692 года, которая, тем не менее, даёт полное представление о масштабах и амбициях архитектурного проспекта императора Сёму.

Эти и многие другие исторические храмы и памятники, открытые сегодня в Наре, являются одними из лучших примеров культурных и религиозных обменов, которые происходили на восточной границе Великого Шёлкового пути.

 

Автор статьи: Картушина Варвара

 

Share.

About Author

Comments are closed.